13. Права и обязанности саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О несостоятельности (банкротстве)»
Статья 22. Права и обязанности саморегулируемой организации арбитражных управляющих

1. СРО АУ вправе:
— представлять интересы членов СРО в их отношениях с органами -(органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления);
— обжаловать от своего имени в установленном «законодательством» РФ порядке любые акты, решения и (или) действия или бездействие органов и
их должностных лиц, нарушающие права и законные интересы СРО и ее членов, (ее члена или членов) либо создающие угрозу такого нарушения;
— участвовать в обсуждении проектов ФЗ, иных нормативных правовых актов РФ, проектов законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного
самоуправления, государственных программ по вопросам, связанным с арбитражным управлением, а также направлять в органы заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов
указанных нормативных правовых актов;
— вносить на рассмотрение органов предложения соответственно по вопросам формирования и реализации государственной политики и вопросам формирования и реализации органами местного самоуправления
политики в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления;
— запрашивать в органов необходимую для выполнения СРО возложенных на нее ФЗ функций, и получать от этих органов такую информацию в установленном ФЗ порядке;
— подавать иски о защите прав и законных интересов арбитражных управляющих — членов СРО, в том числе о взыскании ущерба, причиненного арбитражным управляющим органами, а также иными лицами;
— заявлять в арбитражный суд ходатайства об отстранении или освобождении от участия в деле о банкротстве членов СРО в случаях, предусмотренных 127-ФЗ;
— обжаловать судебные акты об утверждении, отстранении или освобождении арбитражных управляющих — членов СРО, а также судебные акты, затрагивающие права, обязанности или законные
интересы арбитражных управляющих — членов СРО или СРО при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве;
— осуществлять иные установленные 127-ФЗ права.

2. СРО АУ обязана:
— разрабатывать и устанавливать условия членства арбитражных управляющих в СРО;
— разрабатывать и устанавливать обязательные для выполнения членами СРО стандарты и правила профессиональной деятельности;
— контролировать профессиональную деятельность членов СРО в части соблюдения требований 127-ФЗ, других ФЗ, иных нормативных правовых актов РФ, федеральных стандартов, стандартов и
правил профессиональной деятельности, в том числе посредством проведения проверки в порядке и с периодичностью, которые установлены федеральными стандартами;
— рассматривать жалобы на действия члена СРО, исполняющего обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве;
— применять меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные 127-ФЗ и внутренними документами СРО, в отношении своих членов, в том числе исключение из членов СРО, соблюдать утвержденный
в соответствии с 127-ФЗ порядок применения мер дисциплинарного воздействия и порядок рассмотрения дел о нарушении членами СРО требований 127-ФЗ, других ФЗ, иных нормативных правовых актов
РФ, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности;
— заявлять в арбитражный суд ходатайства об отстранении от участия в деле о банкротстве арбитражного управляющего — члена СРО в случае исключения арбитражного управляющего из членов
СРО в срок не позднее дня, следующего за днем такого исключения, а также в случаях нарушения арбитражным управляющим условий членства в СРО, требований 127-ФЗа, других ФЗ,
иных нормативных правовых актов РФ, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности, применения к арбитражному управляющему административного наказания в
виде дисквалификации за совершение административного правонарушения и в иных случаях, установленных 127-ФЗ;
— осуществлять анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в СРО в форме отчетов в порядке, установленном уставом НКО или иным документом,
утвержденным решением общего собрания членов СРО;
— хранить отчеты арбитражных управляющих и иные документы, утвержденные решением общего собрания членов СРО, в течение пяти лет с даты представления соответствующего документа;
— осуществлять организацию и проведение стажировки гражданина РФ в качестве помощника арбитражного управляющего;
— осуществлять с соблюдением требований 127-ФЗ, 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и в соответствии с перечнем обязательных сведений, включаемых СРО в реестр арбитражных управляющих,
и порядком ведения СРО такого реестра, утвержденным в форме федерального стандарта, включение в реестр членов СРО АУ обязательных сведений и ведение такого реестра;
— обеспечивать формирование компенсационного фонда СРО для финансового обеспечения ответственности по возмещению убытков, причиненных членами СРО при исполнении обязанностей арбитражных управляющих;
— организовывать повышение уровня профессиональной подготовки своих членов;
— по запросам судьи, органа по контролю (надзору) в случае возбуждения дела об административном правонарушении, в том числе при проведении административного расследования в отношении арбитражного
управляющего, представлять документы, которые содержат информацию об исполнении арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и имеют отношение к указанному делу
об административном правонарушении;
— заключить с управляющей компанией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами
(далее — управляющая компания), и со специализированным депозитарием, имеющим лицензию на осуществление депозитарной деятельности и лицензии на осуществление деятельности специализированных
депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (далее — специализированный депозитарий), договоры, предусмотренные 127-ФЗ,
в срок не позднее чем в течение девяноста дней с даты включения сведений о НКО в единый государственный реестр СРО АУ;
— заявлять в арбитражный суд ходатайства об освобождении от участия в деле о банкротстве арбитражного управляющего — члена CHJ в случаях, установленных 127-ФЗ;
— в срок не позднее чем в течение четырнадцати рабочих дней с даты возникновения несоответствия СРО требованиям пункта 2 статьи 21 127-ФЗ:

2. (арбитражного суда) — АС на основании заявления Росреестра (органа по контролю (надзору)) о несоответствии СРО требованиям:

2.2 участие ее членов не менее чем в ста (в совокупности) процедурах, применяемых в делах о банкротстве (в том числе не завершенных на дату включения в реестр), за исключением процедур, применяемых в делах о банкротстве к отсутствующим должникам;
2.4 наличие разработанных в соответствии с требованиями 127-ФЗ и являющихся обязательными для выполнения членами СРО АУ стандартов и правил профессиональной деятельности АУ;
(установленным абзацем вторым или четвертым пункта 2 статьи 21 127-ФЗ);

представлять в орган по контролю (надзору) информацию о таком несоответствии;

— проводить в порядке, установленном федеральными стандартами, стандартами и правилами профессиональной деятельности, аккредитацию лиц, привлекаемых арбитражным управляющим для
обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве;
— обеспечивать доступ к включенным в реестр членов СРО АУ сведениям заинтересованных в их получении лиц в порядке, установленном регулирующим органом;

— разрабатывать и устанавливать обязательный для выполнения СРО порядок проведения процедуры выбора кандидатуры арбитражного управляющего, включая критерии выбора, (для целей, указанных в абзаце втором пункта 1:

В случае получения определения арбитражного суда о принятии
заявления о признании должника банкротом, в котором не указана
кандидатура арбитражного управляющего,
или протокола собрания кредиторов о выборе СРО заявленная СРО
представляет кандидатуру арбитражного управляющего из числа своих
членов, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в деле о
банкротстве.

и пункте 6 статьи 45 настоящего Федерального закона — Порядок утверждения арбитражного управляющего):

6. В случае, если арбитражный управляющий освобожден или
отстранен арбитражным судом от исполнения возложенных на него
обязанностей в деле о банкротстве и решение о выборе иного арбитражного
управляющего или иной СРО АУ не представлено собранием кредиторов в
арбитражный суд в течение десяти дней с даты освобождения или
отстранения арбитражного управляющего, СРО, членом которой являлся такой
арбитражный управляющий, представляет в арбитражный суд в порядке,
установленном настоящей статьей, кандидатуру арбитражного управляющего
для утверждения в деле о банкротстве.
Одновременно с ходатайством арбитражного управляющего об освобождении
его от исполнения обязанностей в деле о банкротстве заявленная СРО,
членом которой является арбитражный управляющий, представляет в
арбитражный суд кандидатуру нового арбитражного управляющего в порядке,
установленном настоящей статьей, за исключением случаев, если в СРО
отсутствуют арбитражные управляющие, изъявившие согласие быть
утвержденными арбитражным судом в деле о банкротстве.
О невозможности представления кандидатуры арбитражного управляющего в
связи с отсутствием арбитражных управляющих, изъявивших согласие быть
утвержденными арбитражным судом в деле о банкротстве, СРО извещает
арбитражный суд.

— разрабатывать и устанавливать обязательный для выполнения СРО порядок определения компетентности, добросовестности и независимости арбитражного управляющего, включая критерии определения, в зависимости от особенностей дела о банкротстве конкретного должника и процедуры, применяемой в деле о его банкротстве, для целей, указанных в абзаце втором пункта 5 статьи 45 127-ФЗ:

В случае представления СРО АУ информации о несоответствии
кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным
статьей 20.2 127-ФЗ:

Статья 20.2. Требования к арбитражному управляющему -АУ в целях утверждения его в деле о банкротстве

1. В случае, если в соответствии с 127-ФЗ на АУ возлагаются
полномочия руководителя должника, на него распространяются все
требования, установленные федеральными законами - ФЗ и
иными нормативными правовыми актами РФ для руководителя такого должника,
и по отношению к нему применяются все меры ответственности,
установленные ФЗ и иными нормативными правовыми актами РФ для
руководителя такого должника.
В случае, если исполнение полномочий руководителя должника связано с
доступом к сведениям, составляющим государственную тайну, арбитражный
управляющий должен иметь допуск к государственной тайне по форме,
соответствующей форме
допуска, необходимой для исполнения полномочий руководителя данного
должника и соответствующей высшей степени секретности сведений,
обращающихся на предприятии должника.

2. Арбитражным судом в качестве временных управляющих,
административных управляющих, внешних управляющих или конкурсных
управляющих не могут быть утверждены в деле о банкротстве арбитражные
управляющие:
- которые являются заинтересованными лицами по отношению к должнику, кредиторам;
- которые полностью не возместили убытки, причиненные должнику,
кредиторам или иным лицам в результате неисполнения или ненадлежащего
исполнения возложенных на арбитражного управляющего
обязанностей в ранее проведенных процедурах, применяемых в деле о
банкротстве, и факт причинения которых установлен вступившим в законную
силу решением суда;
- в отношении которых введены процедуры, применяемые в деле о банкротстве;
- которые дисквалифицированы или лишены в порядке, установленном ФЗ,
права занимать руководящие должности и (или) осуществлять
профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с ФЗ;
- которые не имеют заключенных в соответствии с требованиями 127-ФЗ
договоров страхования ответственности на случай причинения убытков
лицам, участвующим в деле о банкротстве;
- которые не имеют допуска к государственной тайне установленной формы,
если наличие такого допуска является обязательным условием утверждения
арбитражным судом арбитражного управляющего;
- в отношении которых имеется вступивший в законную силу судебный акт
об отстранении от исполнения обязанностей арбитражного управляющего в
связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей,
которые повлекли за собой убытки должника или его кредиторов в
процедурах, применяемых в деле о банкротстве, если до даты,
предшествующей дате представления в суд кандидатуры арбитражного
управляющего,
не истек один год с момента вступления в законную силу последнего
судебного акта по спору о таком отстранении, за исключением случаев,
если данный судебный акт обжалован в суд кассационной инстанции
и по нему судом кассационной инстанции не вынесен судебный акт либо
не истек срок обжалования в суде кассационной инстанции указанного
судебного акта.

3. Конкурсный кредитор или уполномоченный орган, являющиеся
заявителями по делу о банкротстве, либо собрание кредиторов вправе
выдвигать к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве
следующие
дополнительные требования:
- наличие высшего юридического или экономического образования либо
образования по специальности, соответствующей сфере деятельности
должника;
- наличие определенного стажа работы на должностях руководителей организаций в соответствующей отрасли экономики;
- проведение в качестве арбитражного управляющего определенного количества процедур, применяемых в деле о банкротстве.
Конкурсный кредитор или уполномоченный орган либо собрание кредиторов
вправе выдвигать только предусмотренные настоящим пунктом требования к
кандидатуре арбитражного управляющего.

 

а также информации об отсутствии у арбитражного управляющего достаточной компетентности, добросовестности и независимости для проведения процедуры, применяемой в деле о банкротстве, арбитражный суд может принять решение об отказе в утверждении кандидатуры арбитражного управляющего в деле о банкротстве.

3. Нарушение СРО АУ и ее должностными лицами требований 127-ФЗ влечет за собой «ответственность» в соответствии с законодательством РФ.