23. Обязанности арбитражного управляющего по проведению инвентаризации.

Обязательность проведения при ликвидации юридического лица инвентаризации имущества определена в п.2 ст.12 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и в п.2 ст.129 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Начиная с процедуры внешнего управления (п.2 ст.99), законодательство о несостоятельности вменяет в обязанности арбитражного управляющего проведение инвентаризации имущества организации-должника, хотя право на участие в инвентаризации имеет и административный управляющий на этапе финансового оздоровления (п.4 ст. 83). При этом проведение инвентаризации обязательств установлено только в Законе «О бухгалтерском учете», что в условиях несостоятельности можно объяснить лишь обязательностью формирования реестра требований кредиторов — документа, в котором указываются сведения о каждом кредиторе, размере его требований по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, об очередности удовлетворения каждого требования. Реестр закрывается по истечении срока, указанного в сообщении арбитражного управляющего.

Основу любой инвентаризации составляет проверка фактического наличия всех категорий материальных ценностей, имущественных прав и обязательств с привлечением специально созданной комиссии. Инвентаризация проводится в несколько последовательных взаимодополняющих этапов.

Первый этап, называемый подготовительным, заключается в передаче инвентаризационной комиссии всей необходимой документации, способствующей установлению наличия остатков на счетах бухгалтерского учета.

Второй этап условно можно назвать арифметическим, т.е. основанным на установлении натуральных показателей (фактического наличия имущества и обязательств).

Третий этап — оценочный, он предусматривает стоимостную оценку полученных фактических данных.

Четвертый этап — аналитический, он включает анализ и сравнение фактических данных с данными бухгалтерского учета.

Пятый этап — заключительный, состоит в оформлении результатов инвентаризации и отражении выявленных расхождений в учете и отчетности.

В условиях несостоятельности инвентаризация по степени значения для хозяйствующего субъекта приравнивается к обязательной ежегодной и должна охватывать все категории имущества и обязательств. Законодательными и нормативными актами предусмотрен специальный порядок ее проведения, по результатам инвентаризации уточняют данные бухгалтерского учета организации-должника.

Порядок и срок и проведения инвентаризации утверждаются ликвидационной комиссией, назначаемой общим собранием учредителей.

Инвентаризация имущества и обязательств на этапе конкурсного управления проводится до составления промежуточного баланса.

Нормативной базой, определяющей порядок проведения инвентаризации, выступает «Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. № 49 (действует в редакции от 08.11.2010г.).

При большом объеме работ создается несколько рабочих инвентаризационных комиссий, в состав которых кроме работников должника должны входить представители арбитражного управляющего или независимых аудиторских организаций.

Инвентаризация   при   ликвидации   организации   ничем   не отличается от инвентаризации в обычных условиях хозяйствования.

Инвентаризация обязательств в ходе конкурсного производства заключается в составлении реестра требований кредиторов и установлении особого порядка удовлетворения требований лиц, претендующих на имущество предприятия: кредиторов и участников.