31. Методы и приемы финансового анализа, их классификация.

Финансовый анализ – основа определения платежеспособности предприятия. Внешние и внутренние пользователи, опираясь на выводы, полученные в ходе его проведения, могут принимать дальнейшие решения, будь то вложение денежных средств для инвесторов или определение дальнейшей судьбы предприятия.

Внешними пользователями являются налоговые органы, кредиторы, аудитор­ские и консалтинговые фирмы, СМИ, профсоюзы. Внутренние пользователи – это руководители предпри­ятия, а также привлекаемые ими консультанты для формирования рекомендаций по повышению платежеспособности предприятия. Поэтому в отечественной финансово-экономической литературе в зависимо­сти от того, кто будет являться пользователем информации о предприятии и насколько широко требуется раскрыть информацию о финансовой устойчивости предприятия, выделяют следующие виды анализа предприятия:

1) внешний анализ, базирующийся на официальной бухгалтерской и статисти­ческой отчетности. Цель внешнего анализа – определение финансовой устойчивости предприятия и, при необходимости, выбор процедур по повышению платежеспособности. Информация, полученная от такого анализа, используется кредиторами, собственниками предприятия, на­логовыми органами и т. д.;

2) внутренний анализ базируется на данных оперативного учета (главных книг, ведомостей, сводных таблиц). Информация, используемая для данного вида анализа, носит конфиденциальный характер в соответствии с федеральным законом «О бухгалтерском учете» № 129 – ФЗ. Цель внутреннего анализа – оценка внутренних резервов повышения платежеспособности предприя­тия. Потребители данного анализа – руководство предприятия, финансовые менеджеры.

В международной практике выделяют следующие виды анализа предприятия:

1) дескриптивный – это анализ описательного характера; представляет финан­совую отчетность в различных разрезах и предназначен в основном для вне­шних пользователей;

2) предикативный – это анализ прогностического характера, используется для определения будущих доходов и возможного финансового состояния пред­приятия. Примером может служить анализ финансового состояния, направ­ленный на повышение платежеспособности предприятия;

3) нормативный – это анализ, позволяющий сравнивать фактические результа­ты деятельности предприятия с ожидаемыми, рассчитанными по бюджету. Этот вид анализа применяется при внутреннем анализе и аудите.

Наряду с видами финансового анализа выделяют следующие его методы:

1) горизонтальный – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим пе­риодом;

2) вертикальный – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. Пе­реход к относительным показателям позволяет проводить сравнительный анализ предприятия и сглаживает негативное влияние инфляционных процессов;

3) трендовый – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествую­щих и определение основной тенденции динамики показателей в будущем;

тренд – это основная тенденция динамики предприятия, очищенная от слу­чайных величин;

4) относительных показателей (коэффициентов) – расчет отношений между отдельными элементами различных форм отчетности и определение их взаимосвязей;

5) сравнительный – сравнение сводных показателей отчетности по отдельным показателям предприятия за прошлые периоды с показателями других пред­приятий;

6) факторный – это исследования влияния отдельных факторов на результатив­ный показатель с помощью статистических приемов; факторный метод мо­жет быть как прямым, когда результативный показатель дробят на части, так и обратным, когда его соединяют в общий показатель.

Таким образом, с целью определения степени платежеспособности исследуемого предприятия, необходимо провести внешний, дескриптивный и предикативный виды анализов, основанные на представленной бухгалтерской отчетности. Они предназначены для выявления текущего и будущего финансового состояния предприятия, направлены на повышение его платежеспособности. В качестве применяемых методов можно принять горизонтальный для выявления тенденции изменения отдельных показателей, вертикальный – для перехода к относительным показателям. Метод относительных показателей (коэффициентов) является составляющим элементом метода комплексного финансового анализа предприятий.

При проведении анализа используются правила проведения арбитражными управляющими финансового анализа, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 367 от 25/06/03;

Для проведения анализа финансового состояния организации использовались данные следующих форм бухгалтерской отчетности:· бухгалтерских балансов;· отчетов о прибылях и убытках.

Анализ финансового состояния неплатежеспособных организаций включает в себя следующие основные этапы:

— Сбор и обработка первичной информации; — Предварительный анализ финансового состояния должника и оценка целесообразности дальнейшего исследования; — Сбор дополнительной информации; — Окончательная оценка финансового состояния должника; — Определение признаков наличия (отсутствия) фиктивного и преднамеренного банкротства.

При проведении анализа финансового состояния неплатежеспособных организаций применяются специальные подходы (методы):

— Горизонтальный (временной) анализ данных, содержащихся в бухгалтерском балансе. Осуществляется на основе сравнений значений каждой балансовой позиции за отчетный период со значением данной позиции за предыдущий период.

Вертикальный (структурный) анализ данных, содержащихся в бухгалтерском балансе. Основывается на отнесении значений каждой балансовой позиции за отчетный период к итоговому балансовому показателю — валюте баланса.

Трендовый анализ заключается в изучении данных, содержащихся в бухгалтерских балансах организации, за отчетный период и ряд периодов, предшествующих отчетному, в построении соответствующих динамических рядов по каждому показателю (позиции) баланса.

Анализ финансовых коэффициентов — основывается на определении соотношений между отдельными показателями (позициями) бухгалтерского баланса и прилагаемыми к нему формами отчетности, относящимися к одному периоду времени