43. Виды ценных бумаг. Эмиссия ценных бумаг. Процедура и ее этапы

Единое понятие ценной бумаги не введено. Законодателем дано два определения: документарных ценных бумаг и бездокументарных ценных бумаг.

Документарные ценные бумаги – это документы, соответствующие установленным законом требованиям и удостоверяющие обязательственные и иные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении таких документов (п. 1 ст. 142 ГК РФ). В ранее действовавшей редакции п. 1 ст. 142 ГК РФ ценные бумаги удостоверяли имущественные права, тогда как согласно новой норме документарная ценная бумага может удостоверять обязательственные и иные права. Таким образом, перечень прав расширен. Очевидно, что «иные права» включают в себя не только имущественные, но и неимущественные права (к примеру, право на информацию и т.д.).

Под бездокументарной ценной бумагой понимаются обязательственные и иные права, которые закреплены в решении о выпуске или ином акте лица, выпустившего ценные бумаги в соответствии с требованиями закона, и осуществление и передача которых возможны только с соблюдением специальных правил учета этих прав в соответствии со ст. 149 ГК РФ (п. 1 ст. 142 ГК РФ). В прежней редакции ст. 149 ГК РФ под бездокументарной ценной бумагой понимался специальный способ фиксации прав.  Новое определение из п. 1 ст. 142 ГК РФ согласуется с понятием эмиссионных ценных бумаг в ст. 2 Федерального закона №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». Согласно указанному закону, эмиссионная ценная бумага – любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками:

— закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных Законом о рынке ценных бумаг формы и порядка;

— размещается выпусками;

— имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

 

Ранее в ст. 143 ГК РФ были перечислены определенные разновидности ценных бумаг, а также было указано, что иные их виды могут быть установлены «законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг». В юридической литературе нет определенности по вопросу о том, какие именно законы можно охарактеризовать как законы о ценных бумагах.

Неоднозначное определение нормативных актов, в которых могут быть указанны виды ценных бумаг, исключено. В ст. 142 ГК РФ внесено указание, что ценные бумаги могут быть названы в этом качестве в законе или признаны таковыми в установленном законом порядке.

Несколько изменился список прямо поименованных в п. 2 ст. 142 ГК РФ разновидностей ценных бумаг. Так, из этого перечня были исключены государственные облигации, банковские депозитные и сберегательные сертификаты, банковские сберегательные книжки на предъявителя, а также приватизационные ценные бумаги. В новой редакции ценными бумагами прямо названы акция, вексель, коносамент, облигация, чек. Кроме того, перечень в п. 2 ст. 142 ГК РФ по сравнению с прежней редакцией ГК РФ пополнился закладной и инвестиционным паем.

 

Облигация – это ценная бумага, удостоверяющая отношения займа между ее владельцем (кредитором) и лицом, выпустившим ее (заемщиком). Действующее российское законодательство определяет облигацию как «эмиссионную ценную бумагу, закрепляющую право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента».

Вексель – это безусловное обязательство уплатить какому-то лицу определенную сумму денег в определенном месте, в определенный срок. Вексель удостоверяет ничем не обусловленное обязательство векселедателя либо иного указанного лица в качестве плательщика выплатить векселедержателю по наступлении предусмотренного срока обусловленную сумму. Вексель является ценной бумагой и, как любая ценная бумага, он удостоверяет имущественное право, которое может быть осуществлено только при предъявлении подлинника этого документа.

Чек служит важнейшим платежным средством. В чеке выражена односторонняя обязанность чекодателя оплатить чек, если плательщик отказался от оплаты.

При расчетах чеками владелец счета – чекодатель дает безусловное письменное распоряжение банку, который выдал расчетные чеки, произвести платеж указанной суммы чекодержателю по его приказу. Обязанность плательщика оплатить чек вытекает из договора банковского счета, заключенного чекодателем с банком-плательщиком. Бланки чеков подлежат строгой отчетности.

Акция (от латинского слова actio – распоряжение, позволение) по российскому законодательству — это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.

Законом устанавливается как процедура эмиссии, так и ценные бумаги, относимые к эмиссионным, т.е. размещаемые в соответствии с этой процедурой. Однако закон может предписывать процедуру, близкую по своему содержанию, и для неэмиссионных ценных бумаг. Например, выдача инвестиционных паев или ипотечных сертификатов участия осуществляется на условиях регулирования со стороны государства очень близких к размещению эмиссионных ценных бумаг. Различие состоит в том, что в основе эмиссии ценных бумаг лежит государственная регистрация выпуска самих ценных бумаг, а в основе выдачи указанных паев ценных бумаг — государственная регистрация правил управления ими соответствующими управляющими компаниями.

Основными целями эмиссии корпоративных ценных бумаг являются:

создание нового предприятия или увеличение собственного капитала путем выпуска акций;

привлечение заемного капитала через выпуск облигаций;

изменение структуры капитала (соотношения собственного и заемного капитала), перераспределение собственного капитала между различными группами собственников;

реструктуризация задолженности (обмен «облигации — облигации»);

погашение кредиторской задолженности путем предоставления кредиторам части выпущенных ценных бумаг (обмен «облигации — акции»);

финансирование предприятий, в том числе инвестиций;

изменение объема прав, предоставляемых ранее выпущенными ценными бумагами хозяйственного общества;

финансирование поглощений.

Государственные ценные бумаги выпускаются в следующих целях:

финансирование бюджетного дефицита;

погашение ранее выпущенных размещенных государственных займов;

кассовое исполнение государственного бюджета;

обеспечение равномерного поступления налоговых платежей в течение финансового года;

финансирование целевых программ;

финансовая поддержка учреждений и организаций, имеющих общенациональное экономическое и социальное значение.

Именно для этих целей впервые были выпущены облигации внутреннего государственного займа.

 

Эмиссия ценных бумаг — это установленная Федеральным законом «О рынке ценных бумаг», а также Положением Банка России от 11.08.2014 №428-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг» последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг.

 

По общему правилу процедура эмиссии акций, облигаций и опционов эмитента включает в себя следующие этапы:

— принятие решения о размещении ценных бумаг или иного решения, являющегося основанием для размещения ценных бумаг (далее — решение о размещении ценных бумаг);

— утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг;

— государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или присвоение выпуску (дополнительному выпуску) ценных бумаг идентификационного номера;

— размещение ценных бумаг;

— государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или представление уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.

 

Этапы процедуры эмиссии ценных бумаг находятся между собой в определенной логической последовательности. Нарушение этой последовательности признается недобросовестной эмиссией и является основанием для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, приостановления эмиссии ценных бумаг и признания выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг несостоявшимся.

В случае размещения ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500, эмиссия ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг. В иных случаях эмиссия ценных бумаг может сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг по усмотрению эмитента. Если эмиссия ценных бумаг не сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, он может быть зарегистрирован впоследствии — после государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, т.е. за рамками процедуры эмиссии ценных бумаг.

Важно отметить, что до регистрации проспекта ценных бумаг запрещается публичное обращение ценных бумаг, в том числе на торгах, проводимых фондовой биржей или иным организатором торговли на рынке ценных бумаг. Таким образом, одним из главных факторов, оказывающих на эмитента влияние при принятии решения об осуществлении регистрации проспекта ценных бумаг в тех случаях, когда это не требуется, является обеспечение возможности публичного обращения ценных бумаг и повышения капитализации эмитента.

Регистрация проспекта ценных бумаг накладывает на эмитента ряд дополнительных обязательств, связанных с раскрытием информации о его финансово — хозяйственной деятельности и ценных бумагах.

Во-первых, если эмиссия ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, каждый этап процедуры эмиссии ценных бумаг сопровождается раскрытием информации.

Во-вторых, в случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг (ежеквартальный отчет); сообщения о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово — хозяйственную деятельность эмитента ценных бумаг (сообщения о существенных фактах).

Проспект ценных бумаг.

Проспект ценных бумаг является документом эмитента, содержащим подробную и детальную информацию об эмитенте, его участниках (акционерах), органах управления, финансово — хозяйственной деятельности эмитента и его ценных бумагах. В общем случае проспект ценных бумаг состоит из девяти разделов:

I раздел — краткие сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, сведения о банковских счетах, аудиторе, оценщике, финансовом консультанте эмитента, а также об иных лицах, подписавших проспект;

II раздел — краткие сведения об объеме, сроках, порядке и условиях размещения ценных бумаг;

III раздел — основная информация о финансово — экономическом состоянии эмитента и факторах риска;

IV раздел — подробная информация об эмитенте;

V раздел — сведения о финансово — хозяйственной деятельности эмитента;

VI раздел — подробные сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, органов эмитента по контролю за его финансово — хозяйственной деятельностью, и краткие сведения о сотрудниках (работниках) эмитента;

VII раздел — сведения об участниках (акционерах) эмитента и совершенных эмитентом сделках, в совершении которых имелась заинтересованность;

VIII раздел — бухгалтерская отчетность эмитента и иная финансовая информация;

IX раздел — подробные сведения о порядке и условиях размещения ценных бумаг;

X раздел — дополнительные сведения об эмитенте и размещенных им ценных бумагах.

В случае регистрации проспекта ценных бумаг впоследствии (после государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг), такой проспект не содержит II и IX разделы, касающиеся сведений о порядке и условиях размещения ценных бумаг.

Главная задача проспекта ценных бумаг — раскрытие полной и достоверной информации, на основании которой инвесторы могут объективно и разумно оценить принимаемые на себя риски и принять взвешенное и обоснованное инвестиционное решение. В этой связи особую роль играют механизмы, обеспечивающие полноту и достоверность информации, раскрываемой инвесторам в проспекте ценных бумаг. Такими механизмами являются утверждение проспекта ценных уполномоченным органом управления эмитента и подписание проспекта ценных бумаг должностными лицами эмитента и третьими лицами.

Проспект ценных бумаг эмитента подлежит утверждению уполномоченным органом управления этого эмитента.

Проспект ценных бумаг акционерного, а также хозяйственного общества утверждается советом директоров (наблюдательным советом) или органом, осуществляющим в соответствии с федеральными законами его функции. Проспект ценных бумаг юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в иных организационно — правовых формах, утверждается лицом, осуществляющим функции исполнительного органа таких юридических лиц, если иное не установлено федеральными законами.

Проспект ценных бумаг подписывается:

а) лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента (директором, генеральным директором, президентом, управляющим, управляющей организацией);

б) главным бухгалтером эмитента или иным лицом, осуществляющим его функции;

в) аудитором (аудиторами), проверившим годовую бухгалтерскую отчетность эмитента, содержащуюся в проспекте ценных бумаг, а в случае, если годовая бухгалтерская отчетность эмитента за разные годы была проверена разными аудиторами и такие аудиторы в силу объективных или субъективных причин не могут подписать проспект ценных бумаг, — аудитором, проверившим последнюю годовую бухгалтерскую отчетность эмитента, который вправе взять на себя ответственность за ту годовую бухгалтерскую отчетность, которая проверялась иными аудиторами, или специально приглашенным для этих целей аудитором;

г) независимым оценщиком, если такой оценщик привлекался эмитентом для:

— определения рыночной стоимости размещаемых ценных бумаг;

— определения рыночной стоимости имущества, являющегося предметом залога по облигациям эмитента, размещаемым с залоговым обеспечением;

— оказания иных услуг по оценке, связанных с осуществлением эмиссии ценных бумаг, информация о которых указывается в проспекте ценных бумаг;

д) финансовым консультантом на рынке ценных бумаг, если ценные бумаги размещаются путем открытой подписки (публичное размещение ценных бумаг) или для допуска ценных бумаг к публичному обращению, в том числе на торгах, проводимых фондовой биржей или иным организатором торговли на рынке ценных бумаг;

е) лицом, предоставившим обеспечение по облигациям эмитента, размещаемым с таким обеспечением;

ж) иными лицами по их усмотрению, в том числе юридическим консультантом, а в случае присвоения эмитенту или его ценным бумагам кредитного рейтинга рейтинговым агентством, — таким рейтинговым агентством.

Лица, подписавшие проспект ценных бумаг, при наличии их вины несут солидарно между собой субсидиарную с эмитентом ответственность за ущерб, причиненный владельцу ценных бумаг вследствие содержащейся в таком проспекте недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение инвестора информации, подтвержденной ими.

Субсидиарная ответственность эмитента с лицами, подписавшими проспект ценных бумаг, предполагает наличие основного должника — эмитента и дополнительных (субсидиарных) должников — лиц, подписавших проспект ценных бумаг. Соответственно требование владельца ценных бумаг о возмещении ущерба должно быть сначала предъявлено основному должнику — эмитенту и только в том случае, если основной должник не удовлетворяет такое требование или не отвечает на него в разумный срок, оно может быть предъявлено дополнительным (субсидиарным) должникам.

Солидарная (независимая) ответственность лиц, подписавших проспект ценных бумаг, между собой означает, что владелец ценных бумаг вправе требовать возмещения ущерба как от всех солидарных должников совместно, так и от любого из них в отдельности, причем как полностью, так и в определенной части. Владелец, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников.

Принятие эмитентом решения о размещении ценных бумаг

При создании акционерного общества решением о размещении ценных бумаг (акций) является решение об учреждении акционерного общества. При этом распределение акций среди учредителей акционерного общества, т.е. зачисление акций на лицевые счета в реестре владельцев именных ценных бумаг осуществляется в день государственной регистрации акционерного общества до государственной регистрации их выпуска.

Действующее акционерное общество может принять решение об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций, распределяемых среди акционеров. Этим решением должны быть определены: количество размещаемых обыкновенных и привилегированных акций каждого типа, способ размещения дополнительных акций, т.е. распределение дополнительных акций среди акционеров, а также иные условия размещения акций, включая дату распределения дополнительных акций, имущество (собственные средства), за счет которого (которых) осуществляется увеличение уставного капитала. В случае, если увеличение уставного капитала акционерного общества осуществляется за счет нераспределенной прибыли прошлых лет, указание на это должно содержаться в решении о размещении дополнительных акций.

Акционерное общество может принять решение об увеличении уставного капитала акционерного общества путем увеличения номинальной стоимости акций. Таким решение должны быть определены: категории (типы) акций, номинальная стоимость которых увеличивается, номинальная стоимость акций каждой такой категории (типа) после увеличения, способ размещения акций, т.е. конвертация акций в акции той же категории (типа) с большей номинальной стоимостью, а также иные условия конвертации, включая дату конвертации, имущество (собственные средства), за счет которого осуществляется увеличение уставного капитала.

Решением о размещении акций, размещаемых путем конвертации в акции той же категории (типа) с меньшей номинальной стоимостью, является решение об уменьшении уставного капитала акционерного общества путем уменьшения номинальной стоимости акций. Таким решением должны быть определены: категории (типы) акций, номинальная стоимость которых уменьшается, номинальная стоимость после уменьшения, способ размещения акций, т.е. конвертация, а также иные условия размещения акций, включая дату конвертации или порядок ее определения.

Решением о размещении акций, размещаемых путем конвертации двух и более одной акций в одну акцию той же категории (типа) является решение о консолидации акций. Таким решением должны быть определены: количество акций каждой категории (типа), которые консолидируются в одну акцию (коэффициент консолидации), способ размещения акций (конвертация при консолидации), а также иные условия конвертации акций, включая дату конвертации или порядок ее определения. При этом коэффициент консолидации должен быть выражен целым числом.

Решением о размещении акций, размещаемых путем конвертации одной акции в две и более акции (конвертация при дроблении акций), является решение о дроблении акций. Таким решением должны быть определены: количество акций, в которые конвертируется одна акция (коэффициент дробления), способ размещения акций (конвертация при дроблении), а также иные условия конвертации, включая дату конвертации или порядок ее определения. Коэффициент дробления должен быть выражен целым числом.

Акционерное общество может принять решение об увеличении уставного капитала за счет размещения дополнительных акций, распространяемых путем подписки. Таким решением должны быть определены: количество размещаемых дополнительных акций каждого типа, способ размещения (открытая или закрытая подписка), цена размещения дополнительных акций или порядок ее определения, в том числе цена размещения или порядок ее определения лицам, имеющим преимущественное право приобретения ценных бумаг, форма оплаты размещаемых дополнительных акций, а также иные условия размещения акций.

Решением о размещении путем подписки облигаций (в том числе конвертируемых в акции) должны быть определены: количество и номинальная стоимость облигаций, порядок и сроки погашения облигаций, способ размещения облигаций (открытая или закрытая подписка), цена размещения облигаций или порядок ее определения, а также иные условия размещения облигаций, включая срок размещения облигаций, форму, порядок и срок оплаты размещаемых облигаций, доход или порядок определения дохода по облигациям. Решением о размещении путем подписки облигаций, конвертируемых в акции, должно быть также определено количество дополнительных акций каждой категории (типа), в которые может быть конвертирована каждая облигация, порядок и условия такой конвертации.

Решением о размещении путем подписки опционов эмитента должны быть определены: количество размещаемых опционов, количество дополнительных акций каждой категории, право приобретения которых предоставляется каждым опционом, срок и/ или обстоятельства, при наступлении которых могут быть осуществлены права владельца опциона эмитента, цена приобретения указанных акций или порядок ее определения (в виде формулы с переменными, значения которых не могут изменяться в зависимости от усмотрения эмитента), порядок и срок осуществления указанного права владельца опциона эмитента, срок и порядок оплаты дополнительных акций владельцем опциона, способ размещения опционов эмитента (открытая или закрытая подписка), цена размещения опционов эмитента или порядок ее определения, а также иные условия размещения.

В решении о размещении ценных бумаг путем закрытой подписки должен быть определен круг лиц, среди которых предполагается разместить указанные ценные бумаги.

 

Утверждение решения о выпуске ценных бумаг

Решение о новом или дополнительном выпуске ценных бумаг утверждается на основании решения об их размещении. Решение о выпуске ценных бумаг хозяйственного общества утверждается советом директоров (наблюдательным советом) или органом, осуществляющим функции совета директоров этого хозяйственного общества. Решение о выпуске ценных бумаг юридических лиц иных организационно-правовых форм утверждается высшим органом управления. Решение о выпуске ценных бумаг должно быть утверждено не позднее шести месяцев с момента принятия решения об их размещении.

В соответствии с законодательством РФ решение о выпуске ценных бумаг должно содержать следующее:

полное наименование эмитента, его местонахождение и почтовый адрес;

дату принятия решения о размещении ценных бумаг;

наименование уполномоченного органа эмитента, принявшего решение о размещении ценных бумаг;

дату утверждения решения о выпуске ценных бумаг;

наименование уполномоченного органа эмитента, утвердившего решение о выпуске ценных бумаг;

вид, категорию (тип) ценных бумаг;

права владельца, закрепленные ценной бумагой;

условия размещения ценных бумаг;

указание количества ценных бумаг в данном выпуске;

указание общего количества ценных бумаг в данном выпуске, размещенных ранее;

указание на то, являются ли ценные бумаги именными или на предъявителя;

номинальную стоимость ценных бумаг в случае, если это предусмотрено законодательством РФ;

подпись ответственного лица и печать эмитента;

иные сведения, предусмотренные федеральными законами о ценных бумагах.

 

Если выпуск ценных бумаг осуществляется в документарной форме, то к решению прилагается описание или образец сертификата ценной бумаги.

Сертификат ценной бумаги должен содержать следующие обязательнее реквизиты:

полное наименование эмитента, место его нахождения и почтовый адрес;

вид, категорию (тип) эмиссионных ценных бумаг;

государственный регистрационный номер выпуска эмиссионных ценных бумаг и дату государственной регистрации;

права владельца, закрепленные эмиссионной ценной бумагой;

условия исполнения обязательств лицом, предоставившим обеспечение, и сведения об этом лице в случае выпуска облигаций с обеспечением;

указание количества эмиссионных ценных бумаг, удостоверенных данным сертификатом;

указание общего количества эмиссионных ценных бумаг в данном выпуске эмиссионных ценных бумаг;

указание о том, подлежат ли эмиссионные ценные бумаги обязательному централизованному хранению и если подлежат — наименование депозитария, осуществляющего их централизованное хранение;

указание на то, что эмиссионные ценные бумаги являются эмиссионными ценными бумагами на предъявителя;

подпись лица, осуществляющего функции исполнительного органа эмитента, и печать эмитента;

другие реквизиты, предусмотренные законодательством РФ для конкретного вида эмиссионных ценных бумаг.

В Решении о выпуске именных облигаций или документарных облигаций с обязательным централизованным хранением должна быть также указана дата, на которую составляется список владельцев облигаций. Такая дата не может быть ранее 14 дней до наступления срока исполнения обязательств по облигациям.

Решение о выпуске ценных бумаг является документом эмитента, содержащим данные, достаточные для установления объема прав, закрепленных ценной бумагой. Таким образом, основной функцией решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг является установление объема прав, предоставляемых ценной бумагой ее владельцу. В этом смысле решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг является правоустанавливающим документом, который подлежит регистрации одновременно с государственной регистрацией выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. После государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг эмитент не вправе изменить зарегистрированное решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг в части объема прав по ценной бумаге, установленных этим решением.

Решение о выпуске ценных бумаг составляется в трех экземплярах:

Один остается после государственной регистрации у регистрирующего органа;

Два других отсылаются эмитенту, один из которых он направляет лицу, осуществляющему учет прав на ценные бумаги (депозитарию/регистратору).

 

Государственная регистрация выпуска ценных бумаг

Государственная регистрация выпуска ценных бумаг — принятие регистрирующим органом решения о присвоении выпуску ценных бумаг государственного регистрационного номера, под которым понимается цифровой (буквенный, знаковый) код, который идентифицирует конкретный выпуск ценных бумаг.

Государственная регистрация выпуска ценных бумаг осуществляется Банком России. К заявлению прилагаются: решение о выпуске ценных бумаг; анкета эмитента, составленная по учрежденной форме; копия учредительных документов эмитента; копия документа о государственной регистрации эмитента; справка эмитента об оплате уставного капитала и некоторые другие документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства РФ о выпуске ценных бумаг. В случае, когда государственная регистрация выпуска ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, в регистрирующих орган представляется проспект ценных бумаг.

Если государственная регистрация выпуска ценных бумаг не сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, в регистрирующий орган представляется копия бухгалтерской отчетности эмитента за последний завершенный финансовый год и за последний квартал, предшествующие дате утверждения решения о выпуске ценных бумаг.

Документы на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг должны быть представлены не позднее 3 месяцев с даты утверждения решения об их выпуске, а если государственная регистрация выпуска ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг — не позднее 1 месяца с даты утверждения проспекта ценных бумаг.

Регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию выпуска или принять мотивированное решение об отказе в регистрации в течение 30 дней с даты получения документов. При этом регистрирующий орган имеет право провести проверку достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для регистрации. В этом случае срок регистрации может быть продлен, но не более чем на 30 дней.

Регистрирующий орган отвечает только за полноту информации, содержащейся в документах, представленных для государственной регистрации выпуска ценных бумаг.

При государственной регистрации каждого дополнительного выпуска ценных бумаг ему присваивается индивидуальный государственный регистрационный номер, состоящий из индивидуального государственного регистрационного номера, присвоенного выпуску ценных бумаг, и индивидуального номера (кода) этого дополнительного выпуска ценных бумаг.

По истечении 3 месяцев с момента государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг индивидуальный номер дополнительного выпуска аннулируется.

В случае принятия решения о регистрации выпуска ценных бумаг регистрирующий орган обязан в течение 3 дней с даты принятия соответствующего решения выдать эмитенту: уведомление регистрирующего органа о государственной регистрации выпуска ценных бумаг; два экземпляра решения о выпуске ценных бумаг с отметкой о его регистрации и государственным регистрационным номером выпуска ценных бумаг; а также два экземпляра проспекта ценных бумаг с отметкой о его регистрации и государственным регистрационным номером выпуска ценных бумаг (в случае регистрации проспекта ценных бумаг). В случае принятия решения об отказе в государственной регистрации выпуска ценных бумаг регистрирующий орган обязан в течение 3 дней с даты принятия соответствующего решения направить эмитенту уведомление об отказе в государственной регистрации выпуска ценных бумаг, содержащее основание отказа.

Основаниями для отказа в государственной регистрации выпуска ценных бумаг и регистрации проспекта ценных бумаг являются: нарушение эмитентом требований законодательства РФ о ценных бумагах, наличие недостоверных сведений в представленных на регистрацию документах.

 

Размещение ценных бумаг

При эмиссии эмиссионных ценных бумаг размещение их может осуществляться путем:

  1. распределения акций среди учредителей акционерного общества при его учреждении;
  2. распределения среди акционеров акционерного общества;
  3. подписки;
  4. конвертации.

Подписка ценных бумаг — это размещение ценных бумаг на основании договоров, в том числе договоров купли — продажи, мены.

Различают две формы подписки: открытую и закрытую.

Размещение ценных бумаг путем открытой подписки (публичное размещение, публичная эмиссия) — это размещение ценных бумаг среди неограниченного круга лиц, состав которых заранее известен.

Размещение ценных бумаг путем закрытой подписки (частное размещение) — это размещение ценных бумаг среди заранее известного круга лиц.

Эмитент имеет право начинать размещение ценных бумаг только после государственной регистрации их выпуска (за исключением случаев размещения акций при учреждении акционерного общества).

Размещение акций при учреждении акционерного общества осуществляется путем их распределения среди учредителей этого общества, а в случае учреждения акционерного общества одним лицом, — путем их приобретения единственным учредителем. При этом размещение акций осуществляется в день государственной регистрации акционерного общества путем зачисления акций на лицевые счета учредителей в реестре владельцев именных ценных бумаг по государственной регистрации их выпуска.

Распределение дополнительных акций акционерного общества среди его акционеров, т.е. зачисление акций на лицевые счета в реестре владельцев именных ценных бумаг осуществляется в один день, указанный в решении об их выпуске, в течение 1 месяца с даты государственной регистрации дополнительного выпуска акций. При этом каждому акционеру распределяются акции той же категории, что и акции, которые ему принадлежат, пропорционально количеству принадлежащих ему акций.

Размещение акций путем конвертации при изменении номинальной стоимости, при консолидации и дроблении осуществляется в один день, указанный в решении об их выпуске, в течение 1 месяца с даты государственной регистрации выпуска.

Размещение выпуска ценных бумаг путем подписки, государственная регистрация которого сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, нельзя начинать ранее, чем через 2 недели после опубликования сообщения о государственной регистрации выпуска ценных бумаг.

В случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан обеспечить доступ к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, любым заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения этой информации.

В случае открытой подписки эмитент обязан опубликовать сообщение о государственной регистрации выпуска ценных бумаг и указать порядок доступа любых заинтересованных лиц к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, в печатном органе массовой информации, тираж которого составляет не менее 10 тыс. экземпляров. В случае закрытой подписки, сопровождающейся регистрацией проспекта ценных бумаг, эмитент обязан опубликовать сообщение о государственной регистрации выпуска ценных бумаг и указать порядок доступа потенциальных владельцев ценных бумаг к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, в печатном органе массовой информации, распространяемом тиражом не менее 1 тыс. экземпляров.

Количество размещаемых ценных бумаг не должно превышать количества, указанного в решении о выпуске. В то же время эмитент может разместить меньшее количество ценных бумаг, чем указано в решении о выпуске ценных бумаг. Доля неразмещенных ценных бумаг, при которой эмиссия считается несостоявшейся, устанавливается федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Информация о цене размещения ценных бумаг может раскрываться в день начала размещения ценных бумаг.

При публичном размещении ценных бумаг запрещается закладывать преимущество при приобретении ценных бумаг одним потенциальным владельцам перед другими за исключением следующих случаев: эмиссии государственных ценных бумаг; при предоставлении акционерам преимущественного права выкупа новой эмиссии ценных бумаг в количестве, пропорциональном числу принадлежащих им акций; при введении эмитентом ограничений на приобретение ценных бумаг нерезидентами.

Цена размещения акций лицам, имеющим преимущественное право их приобретения, может быть ниже цены размещения иным лицам, но не более чем на 10 % и в любом случае не ниже номинальной стоимости размещаемых акций. Цена размещения облигаций, конвертируемых в акции, и опционов эмитента лицам, имеющим преимущественное право их приобретения, может быть ниже цены размещения иным лицам, но не белее 10% и в любом случае не ниже номинальной стоимости акций, в которые могут быть конвертированы соответствующие облигации и опционы эмитента.

Размещение ценных бумаг осуществляется в течение срока, указанного в зарегистрированном решении о выпуске ценных бумаг, который не может превышать 1 года с даты государственной регистрации выпуска ценных бумаг.

Эмитент может заниматься распространением выпуска самостоятельно или привлечь для этой цели профессионалов на рынке ценных бумаг, т.е. воспользоваться услугами андеррайтера.

Андеррайтер — это профессиональный участник рынка ценных бумаг ( или их группа), обслуживающий и гарантирующий эмиссию ценных бумаг эмитента, осуществляющий их покупку для дальнейшей перепродажи публике.

В соответствии с российской нормативной базой андеррайтер — это лицо, принявшее на себя обязанность разместить ценные бумаги от имени эмитента или от своего имени, но за счет и по поручению эмитента. Видно, что такое определение гораздо «беднее», поскольку не включает в андеррайтинг все виды услуг по организации самой эмиссии, послерыночной поддержке и т.д.

Андеррайтинг ценных бумаг — это организация эмиссии ценных для клиента-эмитента ценных бумаг и гарантирование в той или иной форме их размещения на первичном рынке.

 

Отчет об итогах выпуска ценных бумаг

Не позднее 30 дней после завершения размещения ценных бумаг эмитент обязан представить отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в регистрирующий орган.

Размещение ценных бумаг выпуска (дополнительного выпуска) завершается с истечением срока их размещения или с размещением последней ценной бумаги этого выпуска (дополнительного выпуска). Таким образом, эмитент представляет в регистрирующий орган отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг не позднее 30 дней после окончания срока размещения ценных бумаг, указанного в зарегистрированном решении о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, а в случае, если все ценные бумаги были размещены до истечения этого срока, не позднее 30 дней после размещения последней ценной бумаги этого выпуска (дополнительного выпуска). При этом под датой размещения последней ценной бумаги выпуска (дополнительного выпуска) следует понимать:

а) в случае размещения именных ценных бумаг или документарных облигаций с обязательным централизованным хранением — дату внесения приходной записи о зачислении последней ценной бумаги выпуска (дополнительного выпуска) на лицевой счет или счет депо первого владельца в системе учета прав на ценные бумаги;

б) в случае размещения документарных облигаций без обязательного централизованного хранения — дату выдачи первому владельцу сертификата последней документарной облигации.

Отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг должен содержать следующую информацию:

1) даты начала и окончания размещения ценных бумаг;

2) фактическую цену (цены) размещения ценных бумаг;

3) количество размещенных ценных бумаг;

4) общий объем поступлений за размещенные ценные бумаги, в том числе:

а) объем денежных средств в рублях, внесенных в оплату размещенных ценных бумаг;

б) объем иностранной валюты, внесенной в оплату размещенных ценных бумаг, выраженной в валюте Российской Федерации по курсу Центрального банка Российской Федерации на момент внесения;

в) объем материальных и нематериальных активов, внесенных в качестве платы за размещенные ценные бумаги, выраженных в валюте Российской Федерации.

Отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг должен быть утвержден уполномоченным органом эмитента, утвердившим решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг.

Отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг подписывается лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента, а также главным бухгалтером эмитента или лицом, осуществляющим его функции, и скрепляется печатью эмитента. В случае, если процедура эмиссии ценных бумаг сопровождалась регистрацией проспекта ценных бумаг, подписанного финансовым консультантом на рынке ценных бумаг, отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг также должен быть подписан финансовым консультантом на рынке ценных бумаг, подписавшим проспект ценных бумаг.

Одновременно с отчетом об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в регистрирующий орган представляются заявление о его регистрации и документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия размещения ценных бумаг, утверждения отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, раскрытия информации и иных требований, соблюдение которых необходимо при размещении ценных бумаг. В общем случае такими документами являются:

копия (выписка из) протокола собрания (заседания) уполномоченного органа управления эмитента, на котором принято решение об утверждении отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;

сообщение об аннулировании конвертированных ценных бумаг в случае размещения ценных бумаг путем конвертации;

документы, подтверждающие раскрытие эмитентом информации на этапе размещения ценных бумаг, в случае, если эмиссия ценных бумаг сопровождалась регистрацией проспекта ценных бумаг.

Регистрирующий орган рассматривает отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в двухнедельный срок и при отсутствии связанных с выпуском ценных бумаг нарушений регистрирует его. Регистрирующий орган отвечает за полноту зарегистрированного им отчета.

Государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг имеет два следствия:

Первое: если до государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг такой выпуск (дополнительный выпуск) ценных бумаг может быть признан несостоявшимся решением регистрирующего органа, то после государственной регистрации указанного отчета выпуск (дополнительный выпуск) ценных бумаг может быть признан только недействительным и только на основании судебного решения, вступившего в законную силу;

Второе: совершение владельцем ценных бумаг любых сделок с принадлежащими ему ценными бумагами до их полной оплаты и государственной регистрации отчета об итогах их выпуска (дополнительного выпуска) запрещается. Таким образом, возможность совершения первыми владельцами сделок с принадлежащими им ценными бумагами, в том числе возможность обращения размещенных ценных бумаг, возникает именно с даты государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.

 


ВАРИАНТ 2


Статья 142. Ценные бумаги

 

  1. Ценными бумагами являются документы, соответствующие установленным законом требованиям и удостоверяющие обязательственные и иные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении таких документов (документарные ценные бумаги).

Ценными бумагами признаются также обязательственные и иные права, которые закреплены в решении о выпуске или ином акте лица, выпустившего ценные бумаги в соответствии с требованиями закона, и осуществление и передача которых возможны только с соблюдением правил учета этих прав в соответствии со статьей 149 настоящего Кодекса (бездокументарные ценные бумаги).

  1. Ценными бумагами являются акция, вексель, закладная, инвестиционный пай паевого инвестиционного фонда, коносамент, облигация, чек и иные ценные бумаги, названные в таком качестве в законе или признанные таковыми в установленном законом порядке.

Выпуск или выдача ценных бумаг подлежит государственной регистрации в случаях, установленных законом.

 

Статья 143. Виды ценных бумаг

 

  1. Документарные ценные бумаги могут быть предъявительскими (ценными бумагами на предъявителя), ордерными и именными.
  2. Предъявительской является документарная ценная бумага, по которой лицом, уполномоченным требовать исполнения по ней, признается ее владелец.
  3. Ордерной является документарная ценная бумага, по которой лицом, уполномоченным требовать исполнения по ней, признается ее владелец, если ценная бумага выдана на его имя или перешла к нему от первоначального владельца по непрерывному ряду индоссаментов.
  4. Именной является документарная ценная бумага, по которой лицом, уполномоченным требовать исполнения по ней, признается одно из следующих указанных лиц:

1) владелец ценной бумаги, указанный в качестве правообладателя в учетных записях, которые ведутся обязанным лицом или действующим по его поручению и имеющим соответствующую лицензию лицом. Законом может быть предусмотрена обязанность передачи такого учета лицу, имеющему соответствующую лицензию;

2) владелец ценной бумаги, если ценная бумага была выдана на его имя или перешла к нему от первоначального владельца в порядке непрерывного ряда уступок требования (цессий) путем совершения на ней именных передаточных надписей или в иной форме в соответствии с правилами, установленными для уступки требования (цессии).

  1. Выпуск или выдача предъявительских ценных бумаг допускается в случаях, установленных законом.

Возможность выпуска или выдачи определенных документарных ценных бумаг в качестве именных либо ордерных может быть исключена законом.

  1. Если иное не установлено настоящим Кодексом, законом или не вытекает из особенностей фиксации прав на бездокументарные ценные бумаги, к таким ценным бумагам применяются правила об именных документарных ценных бумагах, правообладатель которых определяется в соответствии с учетными записями.

 

Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 25.11.2017) «О рынке ценных бумаг»

 

Статья 19. Процедура эмиссии

(в ред. Федерального закона от 29.12.2012 N 282-ФЗ)

 

  1. Процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, включает в себя следующие этапы:

1) принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг или иного решения, являющегося основанием для размещения эмиссионных ценных бумаг;

2) утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;

3) государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или присвоение выпуску (дополнительному выпуску) эмиссионных ценных бумаг идентификационного номера;

4) размещение эмиссионных ценных бумаг;

5) государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

  1. Порядок присвоения выпускам (дополнительным выпускам) эмиссионных ценных бумаг государственных регистрационных номеров или идентификационных номеров и порядок их аннулирования устанавливаются Банком России.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

  1. При учреждении акционерного общества размещение акций осуществляется до государственной регистрации их выпуска, а государственная регистрация отчета об итогах выпуска акций — одновременно с государственной регистрацией выпуска акций. Особенности процедуры эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, являющихся кредитными организациями, определяются Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности.
  2. Процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, а также условия их размещения регулируются федеральными законами или в порядке, установленном федеральными законами.
  3. Процедура эмиссии ценных бумаг может сопровождаться, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, должна сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг. В случае, если процедура эмиссии ценных бумаг не сопровождалась регистрацией проспекта ценных бумаг, он может быть зарегистрирован впоследствии.
  4. Документы для регистрации проспекта акций акционерного общества при приобретении им публичного статуса представляются в Банк России до внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что оно является публичным.

Решение о регистрации такого проспекта ценных бумаг принимается Банком России до внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений, предусмотренных настоящим пунктом, и вступает в силу с даты их внесения.

(п. 6 введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

 

КонсультантПлюс: примечание.

Статьей 333.33 части второй Налогового кодекса РФ установлены размеры государственной пошлины за совершение уполномоченным органом действий, связанных с государственной регистрацией выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг.

«Положение о стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг» (утв. Банком России 11.08.2014 N 428-П) (ред. от 03.08.2017) (Зарегистрировано в Минюсте России 09.09.2014 N 34005) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2017)

Раздел I. Процедура эмиссии ценных бумаг

 

Глава 1. Этапы процедуры эмиссии ценных бумаг

 

1.1. Процедура эмиссии акций, облигаций и опционов эмитента (далее — ценные бумаги), если иное не предусмотрено настоящим Положением, включает в себя следующие этапы:

принятие решения о размещении ценных бумаг или иного решения, являющегося основанием для размещения ценных бумаг (далее — решение о размещении ценных бумаг);

утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг;

государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или присвоение выпуску (дополнительному выпуску) ценных бумаг идентификационного номера;

размещение ценных бумаг;

государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или представление уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.

1.2. Ценные бумаги, выпуск (дополнительный выпуск) которых не прошел государственную регистрацию, не могут быть размещены, за исключением следующих случаев:

размещения акций при учреждении акционерного общества;

размещения ценных бумаг при реорганизации акционерных обществ в форме разделения или выделения, осуществляемых одновременно со слиянием или с присоединением, при которых размещение ценных бумаг акционерных обществ, созданных в результате разделения или выделения, осуществляется без государственной регистрации выпуска ценных бумаг и отчета об итогах выпуска ценных бумаг;

размещения путем открытой подписки облигаций без залогового обеспечения, в отношении которых одновременно соблюдаются условия, установленные пунктом 1 статьи 27.5-2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» (далее — биржевые облигации);

размещения путем закрытой подписки облигаций без залогового обеспечения, в отношении которых одновременно соблюдаются условия, установленные подпунктами 35 пункта 1 статьи 27.5-2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» (далее — коммерческие облигации);

размещения российских депозитарных расписок, в отношении которых одновременно соблюдаются условия, установленные пунктом 5.1 статьи 27.5-3 Федерального закона «О рынке ценных бумаг».

(п. 1.2 в ред. Указания Банка России от 02.09.2015 N 3774-У)

1.3. Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг может сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг, а в случае размещения ценных бумаг путем подписки — должна сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг за исключением случаев, если соблюдается хотя бы одно из следующих условий:

в соответствии с условиями размещения ценных бумаг они размещаются лицам, являющимся квалифицированными инвесторами, при условии, что число лиц, которые могут осуществить преимущественное право приобретения таких ценных бумаг, без учета лиц, являющихся квалифицированными инвесторами, не превышает 500;

в соответствии с условиями размещения акций и (или) ценных бумаг, конвертируемых в акции, они размещаются лицам, которые на определенную дату являлись или являются акционерами акционерного общества — эмитента, при условии, что число таких лиц без учета лиц, являющихся квалифицированными инвесторами, не превышает 500;

в соответствии с условиями размещения ценных бумаг они предлагаются лицам, число которых не превышает 150, без учета лиц, являющихся квалифицированными инвесторами, а также без учета лиц, которые на определенную дату являлись или являются участниками (акционерами) эмитента, при условии, что число таких участников (акционеров), не являющихся квалифицированными инвесторами, не превышает 500;

в соответствии с условиями размещения ценных бумаг они размещаются путем закрытой подписки среди лиц, число которых без учета лиц, являющихся квалифицированными инвесторами, не превышает 500;

сумма привлекаемых эмитентом денежных средств путем размещения ценных бумаг одного или нескольких выпусков (дополнительных выпусков) в течение одного года не превышает 200 млн. рублей;

сумма привлекаемых эмитентом, являющимся кредитной организацией, денежных средств путем размещения облигаций одного или нескольких выпусков (дополнительных выпусков) в течение одного года не превышает четырех млрд. рублей;

в соответствии с условиями размещения ценных бумаг сумма денежных средств, вносимая в их оплату каждым из потенциальных приобретателей, за исключением лиц, осуществляющих преимущественное право приобретения соответствующих ценных бумаг, составляет не менее четырех млн. рублей при условии, что число лиц, которые могут осуществить преимущественное право приобретения таких ценных бумаг, без учета лиц, являющихся квалифицированными инвесторами, не превышает 500;

в случае государственной регистрации отдельного выпуска (дополнительного выпуска) облигаций, размещаемых в рамках программы облигаций, если проспект облигаций зарегистрирован одновременно с государственной регистрацией программы облигаций.

(абзац введен Указанием Банка России от 02.09.2015 N 3774-У)

1.4. В случае если государственная регистрация двух или более выпусков (дополнительных выпусков) ценных бумаг одного эмитента осуществляется одновременно, в отношении ценных бумаг таких выпусков (дополнительных выпусков) может быть подготовлен один проспект ценных бумаг.

1.5. В случае если ценные бумаги размещаются путем открытой подписки или процедура эмиссии ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, эмитент обязан раскрывать информацию о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг».

1.6. В случае когда в соответствии с настоящим Положением эмитент представляет в Банк России (далее — регистрирующий орган), какой-либо документ (документы), такой документ представляется (такие документы предоставляются) в регистрирующий орган на бумажном носителе. Если бумажный носитель документа насчитывает более одного листа, он должен быть пронумерован, прошит, скреплен печатью эмитента на прошивке и заверен подписью уполномоченного лица эмитента. Подчистки и помарки в тексте документов, представляемых на бумажных носителях, не допускаются.

(в ред. Указания Банка России от 03.08.2017 N 4477-У)

Верность копий документов, представляемых в соответствии с настоящим Положением в регистрирующий орган на бумажном носителе, должна быть подтверждена печатью эмитента и подписью его уполномоченного лица, если иная форма заверения не установлена нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В случаях, предусмотренных настоящим Положением, тексты документов представляются в регистрирующий орган также на электронном носителе и в формате, соответствующем требованиям регистрирующего органа.

1.7. В случаях когда в соответствии с настоящим Положением эмитент представляет в регистрирующий орган копию какого-либо документа, он вправе вместо копии представить в регистрирующий орган оригинал такого документа.

1.8. Утратил силу. — Указание Банка России от 28.10.2016 N 4171-У.

1.9. Документы, предусмотренные настоящим Положением, могут быть представлены в регистрирующий орган в электронной форме (в форме электронных документов), подписанные (подписанных) электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036; N 27, ст. 3880; 2012, N 29, ст. 3988; 2013, N 14, ст. 1668; N 27, ст. 3463, ст. 3477; 2014, N 26, ст. 3390). Указанные документы в электронной форме (электронные документы) признаются равнозначными документам, подписанным собственноручной подписью и представленным на бумажном носителе.

1.10. Сроки, установленные настоящим Положением, исчисляются со дня, следующего за днем поступления в регистрирующий орган соответствующих документов, а если указанные сроки установлены настоящим Положением для выдачи (направления) уведомлений по результатам рассмотрения поступивших в регистрирующий орган документов — со дня, следующего за днем принятия регистрирующим органом соответствующего решения по результатам рассмотрения таких документов. В случае если последний день срока, установленного настоящим Положением, приходится на нерабочий день, днем окончания указанного срока является ближайший следующий за ним рабочий день.

(п. 1.10 введен Указанием Банка России от 02.09.2015 N 3774-У)

1.11. В случае когда в соответствии с настоящим Положением требуется представление документа, подтверждающего факт уплаты государственной пошлины, взимаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах за совершение регистрирующим органом юридически значимого действия, и у регистрирующего органа отсутствуют достоверные сведения об уплате заявителем (эмитентом) указанной государственной пошлины в установленном порядке, представленные заявителем (эмитентом) документы оставляются без рассмотрения. В этом случае регистрирующий орган обязан в течение семи рабочих дней с даты получения представленных заявителем (эмитентом) документов направить ему уведомление с указанием на необходимость представления документа, подтверждающего факт уплаты государственной пошлины, а течение сроков, установленных настоящим Положением для рассмотрения представленных заявителем (эмитентом) документов, приостанавливается до даты получения регистрирующим органом достоверных сведений об уплате государственной пошлины в установленном порядке.

(п. 1.11 введен Указанием Банка России от 02.09.2015 N 3774-У)

1.12. Использование печати на документах, представляемых в соответствии с настоящим Положением в регистрирующий орган на бумажном носителе, является обязательным в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также в случае, если сведения о наличии печати содержатся в уставе (учредительном документе) соответствующего юридического лица.

(п. 1.12 введен Указанием Банка России от 02.09.2015 N 3774-У)

1.13. В случае если в соответствии с настоящим Положением требуется представление копии протокола (выписки из протокола) общего собрания участников хозяйственного общества, и указанный документ не содержит сведений о соблюдении установленного пунктом 3 статьи 67.1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301) порядка подтверждения решения (решений), принятого (принятых) общим собранием участников хозяйственного общества, и состава лиц, присутствовавших при его (их) принятии, вместе с таким документом должна представляться справка, содержащая сведения о соблюдении указанного порядка (иной документ, содержащий сведения о соблюдении указанного порядка). При этом сведения о соблюдении указанного порядка должны включать в себя наименование регистратора, осуществлявшего функции счетной комиссии, или фамилию, имя, отчество (при наличии последнего) и наименование должности нотариуса, удостоверившего принятое решение (принятые решения), а если решения, принятые общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью, подтверждены другим способом — указание такого способа.

(п. 1.13 введен Указанием Банка России от 28.10.2016 N 4171-У)

1.14. В случае если в соответствии с настоящим Положением требуется представление документа (в том числе копии протокола (выписки из протокола) общего собрания владельцев облигаций), подтверждающего получение в установленном порядке согласия владельцев облигаций, и указанное согласие владельцев облигаций не может быть получено в связи с тем, что ни один владелец облигаций не обладает правом голоса по соответствующему вопросу, вместо указанного документа должна представляться справка, содержащая соответствующие объяснения.

(п. 1.14 введен Указанием Банка России от 28.10.2016 N 4171-У)