63. Исполнение требований, содержащихся в судебных актах, в соответствии с положениями Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»

В соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передачи другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий – отнесено к деятельности Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации (далее — ФССП РФ) и её территориальных органов.

Основными задачами службы судебных приставов являются исполнение судебных решений и актов иных уполномоченных органов, а также обеспечение установленного порядка деятельности судов.

Обеспечением в судах безопасности судей, иных участников судебного процесса, охраной зданий и помещений судов, принудительным приводом, обеспечением безопасности при исполнении судебных решений занимаются непосредственно судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Принудительное исполнение судебных актов, а также предусмотренных законодательством об исполнительном производстве актов иных органов и должностных лиц осуществляют судебные приставы-исполнители.

Непосредственно руководство службой судебных приставов осуществляется через центральный аппарат ФССП России.

Деятельность службы судебных приставов в субъектах РФ осуществляется территориальными органами (Управление ФССП России по Москве и т.д.). Возглавляют территориальные органы службы судебных приставов субъектов РФ главные судебные приставы данных субъектов. Например, руководитель Управления ФССП России по Свердловской области — главный судебный пристав Свердловской области.

Непосредственное исполнение судебных решений и актов иных уполномоченных органов осуществляется в межрайонных, районных и специализированных отделах, которые подчиняются непосредственно управлениям ФССП России по субъектам РФ. Возглавляют отделы старшие судебные приставы, в их подчинении находятся судебные приставы-исполнители, судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов, дознаватели и другие должностные лица.

Отделы работают по территориальному признаку, за исключением специализированных (особых) отделов, которые исполняют исполнительные документы на всей территории соответствующего субъекта РФ и, как правило, свыше определенной суммы, социально значимые исполнительные производства, исполнительные производства, имеющие широкий и не очень, но общественный резонанс.

Субъектами исполнительного производства признаются лица, наделенные в законодательном порядке специальными полномочиями в области исполнительного производства, либо обладающие материальной заинтересованностью в осуществлении принудительного исполнения, либо содействующие исполнению законных требований.

Исходя из сформулированного определения всех субъектов исполнительного права целесообразно делить на три вида.

  1. Лица, наделенные в законодательном порядке специальными полномочиями в области исполнительного производства.

Причем особое место в рамках этого вида занимают субъекты, наделенные властными полномочиями. К ним относятся: органы принудительного исполнения, суды, прокуратура, некоторые государственные органы и органы местного самоуправления. Главным отличительным признаком указанных субъектов выступает властный характер их деятельности, благодаря чему и становится возможным принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

Кроме перечисленных выше к этому виду можно отнести так называемых субъектов делегированных полномочий — банки, иные кредитные организации, лица, выплачивающие должнику периодические платежи, а также организации и иные лица, выплачивающие должнику периодические платежи; эмитенты, держатели реестра или депозитарии. Специфика их правового статуса заключается в том, что, несмотря на отсутствие у них собственно властных полномочий, они тем не менее принимают активное участие в принудительном исполнении вследствие наделения со стороны государства их особыми полномочиями в сфере исполнительного производства (наложение взыскания на денежные средства, находящиеся у них на счетах; удержание выплачивающихся должнику-гражданину периодических платежей; списание с лицевого счета или со счета депо должника и зачисление на лицевой счет (счет депо) взыскателя эмиссионных ценных бумаг).

  1. Лица, обладающие материальной заинтересованностью в осуществлении принудительного исполнения.

К таким субъектам относятся стороны исполнительного производства — взыскатель и должник.

Взыскателем является гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ.

Должником признается гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от совершения определенных действий.

  1. Лица, содействующие исполнению законных требований.

Эти субъекты своими действиями создают условия для принудительной реализации судебных актов, актов других органов и должностных лиц. В частности, к подобным субъектам можно отнести переводчиков, понятых, специалистов, лиц, которым судебным приставом-исполнителем передается под охрану или на хранение арестованное имущество, органы внутренних дел. Отличительной особенностью правового положения указанных лиц является отсутствие у них самостоятельного процессуального значения и подчиненная функция по ходу исполнительного производства.

Правопреемство в исполнительном производстве.

В исполнительном производстве действует институт правопреемства (ст. 52 ЗИП), установленный материальным и процессуальным законодательством.

Правопреемство допускается в случае смерти гражданина, реорганизации юридического лица, уступки требования, перевода долга и т.п., т.е. в тех случаях, когда права и обязанности одного из субъектов правоотношений в силу указанных причин переходят к другому лицу, которое до этого не принимало участия в исполнительном производстве. Исходя из буквального толкования правопреемство распространяется лишь в отношении сторон исполнительного производства.

Судебный пристав-исполнитель на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником, о чем выносится соответствующее Постановление.

Таким образом, вопрос о замене стороны в исполнительном производстве правопреемником рассматривается по заявлению правопреемника выбывшей стороны, противоположной стороны в исполнительном производстве или судебного пристава-исполнителя. Хотя судебный пристав-исполнитель самостоятельно и не может определить правопреемника стороны в исполнительном производстве, вместе с тем при наличии у него сведений о правопреемстве он обязан обратиться в суд, иной орган или к должностному лицу, выдавшим соответствующий исполнительный документ. Это осуществляется в порядке, установленном федеральным законом, судом или арбитражным судом, если исполнительный документ выдан последним (ст. 48 АПК РФ, ст. 44 ГПК РФ). Если же судебный пристав-исполнитель в отсутствие соответствующего акта тем не менее выносит постановление о правопреемстве и приступает к совершению исполнительных действий в отношении предполагаемой стороны исполнительного производства, подобные действия признаются судами как не соответствующие закону и нарушающие права и законные интересы указанных в постановлении лиц.

О месте и времени судебного заседания по вопросу замены стороны в исполнительном производстве правопреемником извещаются стороны и судебный пристав-исполнитель. На определение суда о замене или об отказе в замене правопреемником может быть подана частная жалоба.

При замене одной из сторон в исполнительном производстве правопреемником процесс исполнения судебным приставом-исполнителем исполнительного документа продолжается, а не начинается заново, так как для правопреемника обязательны все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, в той мере, в какой они были бы обязательны для правопредшественника.

Представительство в исполнительном производстве.

В законодательстве, регламентирующем принудительное исполнение судебных и иных актов, закреплены нормы, определяющие участие представителя в исполнительном производстве. По смыслу ст. ст. 5357 ЗИП они распространяются на случаи представительства сторон исполнительного производства и не относятся к представительству иных лиц, участвующих в исполнительном производстве.

Стороны могут либо сами осуществлять свои права и обязанности в процессе принудительного исполнения исполнительного документа, либо поручать участие в исполнительном производстве своему представителю.

Закон не предъявляет специальных требований к представителю. Таким образом, представителем стороны в исполнительном производстве может быть любое дееспособное лицо, наделенное надлежащим образом оформленными полномочиями на участие в исполнительном производстве в интересах представляемого. Дееспособность лица определяется в соответствии с нормами гражданского законодательства.

Согласно ст. 56 ЗИП представителями сторон не могут быть лица, не обладающие полной дееспособностью. Кроме того, судьи, следователи, прокуроры, работники (сотрудники) ФССП России и аппаратов судов не могут быть представителями сторон исполнительного производства, за исключением случаев, когда они участвуют в исполнительном производстве в качестве представителей соответствующих организаций или в качестве законных представителей сторон исполнительного производства.

В выданной представителю доверенности должны быть специально оговорены его полномочия на совершение следующих действий: предъявление и отзыв исполнительного документа; передача полномочий другому лицу (передоверие); обжалование постановлений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя; получение присужденного имущества (в том числе денежных средств и ценных бумаг); отказ от взыскания по исполнительному документу; заключение мирового соглашения.

Общая характеристика исполнительных документов. Исполнительное производство возбуждается судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного документа. Соответственно исполнительный документ выступает неотъемлемой предпосылкой любого исполнительного производства.

Исполнительный документ следует рассматривать в качестве документа, составленного в установленной законом форме с соблюдением предъявляемых к нему требований специально уполномоченным на то органом и выступающего основанием для возбуждения исполнительного производства.

Согласно ст. 12 ЗИП исполнительными документами являются:

— исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов;

— судебные приказы;

— нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии;

— удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам;

— акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований;

— судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях;

— постановления судебного пристава-исполнителя.

— исполнительная надпись нотариуса при наличии соглашения о внесудебном порядке обращения взыскания на заложенное имущество, заключенного в виде отдельного договора или включенного в договор о залоге.

Приведенный перечень не является исчерпывающим, и к исполнительным документам могут быть отнесены акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.

По общему правилу в исполнительном документе должны содержаться следующие сведения:

— наименование и адрес суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ, фамилия и инициалы должностного лица;

— наименование дела или материалов, на основании которых выдан исполнительный документ, и их номера;

— дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица;

— дата вступления в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица либо указание на немедленное исполнение;

— сведения о должнике и взыскателе;

— резолютивная часть судебного акта, акта другого органа или должностного лица, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий;

— дата выдачи исполнительного документа.

Вместе с тем ст. 13 ЗИП устанавливает правило, согласно которому допускается отступление от необходимости указания перечисленных выше сведений в отношении постановления судебного пристава-исполнителя, судебного приказа, исполнительной надписи нотариуса и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов.

На практике может возникнуть ситуация, когда подлинник исполнительного документа по каким-либо причинам оказывается утраченным. В этом случае основанием для исполнения является его дубликат, выдаваемый в установленном порядке судом, другим органом или должностным лицом, принявшим соответствующий акт.

Гарантией сохранности исполнительного документа является законодательное положение, в соответствии с которым подлинник исполнительного документа должен находиться в материалах исполнительного производства. Если же возникает потребность в направлении судебным приставом-исполнителем для исполнения постановления о возбуждении исполнительного производства, то к нему прилагается копия исполнительного документа.

Понятие и виды сроков в исполнительном производстве.

Под сроками в исполнительном производстве следует понимать промежуток времени, в течение которого судебный пристав-исполнитель, иные участники этого производства должны совершить необходимые процессуальные действия.

Все сроки в исполнительном производстве в зависимости от способа их установления можно разделить на два вида:

— сроки, установленные законодательством об исполнительном производстве;

— сроки, устанавливаемые судебным приставом-исполнителем.

Сроки, установленные законодательством об исполнительном производстве

К названным срокам относятся:

1) сроки совершения исполнительных действий. Так, содержащиеся в исполнительном документе требования по общему правилу должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства (ч. 1 ст. 36 ЗИП).

При этом, как отмечают суды, данный срок не является пресекательным, и его окончание не ведет к обязательному окончанию или прекращению исполнительного производства.

При необходимости совершения отдельных исполнительных действий и (или) применения отдельных мер принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, он вправе поручить соответствующему судебному приставу-исполнителю совершить подобные действия (ч. 6 ст. 33 ЗИП). Оформляемое при этом постановление судебного пристава-исполнителя должно быть исполнено в течение 15 дней со дня поступления его в подразделение судебных приставов. Содержащиеся в исполнительном документе требования о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника должны быть исполнены не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов (ч. 4 ст. 36 ЗИП).

Если исполнительным документом предусмотрено немедленное исполнение содержащихся в нем требований, то их исполнение должно быть начато не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

2) сроки предъявления исполнительных документов к исполнению. По общему правилу исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения. Исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов арбитражных судов, по которым арбитражным судом восстановлен пропущенный срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения судом определения о восстановлении пропущенного срока.

Исполнительные документы, содержащие требования о взыскании периодических платежей, могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также в течение трех лет после окончания этого срока. Удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня их выдачи.

Оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их возвращения банком или иной кредитной организацией.

Судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение одного года со дня их вступления в законную силу (ст. 21 ЗИП). В силу ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

3) трехдневный срок передачи судебному приставу-исполнителю заявления взыскателя со дня его поступления в подразделение судебных приставов (ч. 7 ст. 30 ЗИП);

4) судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа обязан вынести постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (ч. 8 ст. 30 ЗИП);

5) если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия — другому судебному приставу-исполнителю. Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов (ч. 10 ст. 30 ЗИП);

6) 10-дневный срок рассмотрения заявления о разъяснении исполнительного документа (ч. 2 ст. 32 ЗИП);

7) трехдневный срок рассмотрения старшим судебным приставом или его заместителем вопроса об отводе судебного пристава-исполнителя (ч. 3 ст. 63 ЗИП);

8) двухмесячный срок, в течение которого должны быть проведены торги. Данный срок подлежит исчислению со дня получения организатором торгов имущества для реализации (ч. 1 ст. 90 ЗИП);

Сроки, устанавливаемые судебным приставом-исполнителем

К подобным периодам времени можно отнести:

1) срок отложения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Судебный пристав-исполнитель вправе отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения по заявлению взыскателя или по собственной инициативе на срок не более 10 дней (ч. 1 ст. 38 ЗИП);

Принципиальное отличие сроков, устанавливаемых судебным приставом-исполнителем, состоит в возможности их продления. Такое продление может быть осуществлено лишь на основании заявления лица, участвующего в исполнительном производстве. В заявлении должны быть приведены мотивы необходимости продления.

Порядок исчисления сроков. Целям правильного применения сроков в исполнительном производстве служат установленные правила их исчисления.

Сроки в исполнительном производстве определяются (ст.36):

— календарной датой;

— указанием на событие, которое должно наступить;

— периодом, в течение которого действие может быть совершено.

Единицей исчисления срока могут быть годы, месяцы и дни. При этом в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.

Важным законодательным положением является указание на то, что действие, для совершения которого установлен срок, может быть совершено до 24 часов последнего дня установленного срока. Если заявление, жалоба, другие документы либо денежные суммы были поданы в орган или уполномоченному их принять лицу либо сданы на почту до 24 часов последнего дня установленного срока, то установленный срок не считается пропущенным. Однако если действие должно быть совершено непосредственно в организации, то установленный срок оканчивается в тот час, когда в этой организации заканчивается рабочий день или прекращаются соответствующие операции.

Истечение срока в исполнительном производстве влечет определенные правовые последствия — последствия пропуска срока. Согласно общему правилу пропуск законодательно установленного срока или срока, установленного судебным приставом-исполнителем для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, влечет ответственность, предусмотренную законодательством. К примеру, неисполнение должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, влечет наложение денежного взыскания — исполнительского сбора (ч. 1 ст. 112 ЗИП). Кроме того, пропуск срока не освобождает от исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Пропуск срока для обжалования вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов постановлений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, иных должностных лиц службы судебных приставов влечет возврат жалобы лицу, ее подавшему, без рассмотрения по существу. Такая жалоба считается неподанной. Однако при определенных условиях пропущенный срок подачи жалобы может быть восстановлен. Во-первых, для этого одновременно с жалобой должно быть подано ходатайство о восстановлении пропущенного срока, и, во-вторых, должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее жалобу, должно признать причины пропуска срока уважительными, а срок подачи ходатайства о восстановлении срока разумным.

Извещения и вызовы.

В Законе об исполнительном производстве выделена самостоятельная гл. 4 «Извещения и вызовы в исполнительном производстве».

Можно говорить, что извещения и вызовы выступают средствами информационного обеспечения исполнительного производства.

Действующее законодательство устанавливает, что лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются об исполнительных действиях и о мерах принудительного исполнения следующими возможными способами:

— повесткой с уведомлением о вручении;

— телефонограммой;

— телеграммой;

— с использованием электронной, иных видов связи и доставки;

— доставкой лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить.

Правила извещения различаются в зависимости от вида должника (физическое лицо или юридическое лицо).

Особенности извещения физических лиц.

Извещение, адресованное лицу (физическому лицу), участвующему в исполнительном производстве, направляется по адресу, указанному в исполнительном документе, если лицо, участвующее в исполнительном производстве, или его представитель не указали иной адрес. Кроме того, извещение может быть направлено по месту работы лица, участвующего в исполнительном производстве.

Сведения о месте нахождения должника — физического лица могут быть получены судебным приставом-исполнителем:

— из исполнительного документа;

— из информации, представленной взыскателем;

— из базы данных адресного бюро;

— из базы данных Пенсионного фонда, Фонда социального страхования (о месте работы) и иных источников.

Особенности извещения юридических лиц.

Извещение, адресованное организации, направляется по ее юридическому адресу или по юридическому адресу ее представительства или филиала. Извещение может направляться по адресу, указанному организацией судебному приставу-исполнителю в письменной форме.

В соответствии с п. п. 2 и 3 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.

Таким образом, уведомляя юридическое лицо, следует иметь в виду, что извещение будет признано надлежащим лишь в том случае, если оно направлено по юридическому адресу юридического лица, т.е. по адресу его государственной регистрации, указанному в учредительных документах и Едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ). При этом адрес, указанный в исполнительном документе, в некоторых случаях может не соответствовать адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Поэтому, возбуждая исполнительное производство в отношении должника-организации, судебному приставу-исполнителю следует запросить в налоговых органах выписку из ЕГРЮЛ.

Формы извещения.

Законодательство об исполнительном производстве предусматривает две основные формы извещения должника:

— направление постановления о возбуждении исполнительного производства посредством почтовой связи (наиболее широко используемый вариант);

— непосредственное вручение постановления лично судебным приставом-исполнителем или лицом, которому судебный пристав-исполнитель поручил их доставить. Таким лицом, которому судебный пристав-исполнитель может поручить доставить (вручить) постановление о возбуждении исполнительного производства, может быть взыскатель или его представитель.

Если лица уклоняются от явки по вызову судебного пристава-исполнителя, то они могут подвергаться приводу.

Основанием для привода соответственно могут выступать: постановление суда (судьи); постановление дознавателя или постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом или его заместителем (ч. 5 ст. 24 ЗИП).

Под приводом понимается принудительное доставление лица к месту вызова путем сопровождения его судебным приставом по ОУПДС или группой судебных приставов.

Понятие стадии исполнительного производства. В общем смысле понятие «стадия» означает фазу или ступень в развитии чего-либо, имеющую свои качественные особенности. В юридической науке и, в частности, науке арбитражного процессуального права стадией принято называть совокупность процессуальных действий, охватываемых не конечной, а какой-либо близлежащей целью процесса, необходимостью правильного возбуждения гражданского дела, его подготовки к судебному разбирательству, проведения судебного разбирательства, обжалования судебного решения, действий по его исполнению.

Виды стадий исполнительного производства. Применительно к исполнительному производству, возможно выделить такие его стадии, как:

1) возбуждение исполнительного производства;

2) подготовка к принудительному исполнению;

3) принудительное исполнение;

4) распределение взысканных сумм;

5) завершение исполнительного производства;

6) обжалование действий судебного пристава-исполнителя.

Приведенные стадии исполнительного производства обладают относительной логической обособленностью, имеют собственные цели и внутреннюю взаимосвязь между собой.

Возбуждение исполнительного производства представляет собой первую самостоятельную стадию исполнительного производства. Оно осуществляется судебным приставом-исполнителем путём принятия к своему исполнению исполнительного документа, поступившего от суда или другого органа, его выдавшего, либо от взыскателя.

Содержание стадии возбуждения исполнительного производства.

Указанной стадией охватываются следующие действия: предъявление исполнительного документа к взысканию в службу судебных приставов и вынесение постановления о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Судебный пристав-исполнитель обязан принять исполнительный документ к исполнению, проверив, не истек ли срок предъявления исполнительного документа к исполнению и соответствует ли данный документ требованиям закона, а именно ст. 13 ЗИП.

Исполнительный документ и заявление могут быть поданы лично в подразделение судебных приставов или направлены по почте.

Одновременно с исполнительным документом взыскатель или его представитель должны предъявить заявление с просьбой о принятии исполнительного документа на исполнение в службу судебных приставов. Если заявление подписано представителем взыскателя, то он должен приложить к заявлению документ, подтверждающий его полномочия на предъявление исполнительного документа к исполнению. Предъявление исполнительного документа без заявления взыскателя либо с неподписанным заявлением согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 ЗИП является основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства.

В заявлении помимо просьбы о возбуждении исполнительного производства и соответствующего взыскания может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных ЗИП.

Действия судебного пристава-исполнителя при решении вопроса о возбуждении исполнительного производства

Для возбуждения исполнительного производства мало предъявления исполнительного документа и заявления. Прежде чем исполнительное производство будет возбуждено, судебный пристав-исполнитель совершает ряд действий, а именно решает, есть ли основания для возбуждения исполнительного производства или следует отказать заявителю в возбуждении исполнительного производства. В связи с этим судебный пристав-исполнитель, принимая исполнительный документ к исполнению, должен проверить совокупность обстоятельств:

— надлежащим ли субъектом предъявлен исполнительный документ к исполнению;

— соответствует ли исполнительный документ требованиям, предусмотренным законом;

— не истек ли срок предъявления исполнительного документа к исполнению;

— соблюдены ли правила о территориальной компетенции при предъявлении исполнительного документа;

— предъявлялся ли ранее исполнительный документ к исполнению.

Далее следует определить, вступило ли решение, на основе которого выдан исполнительный документ, в законную силу.

Место совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения

Взыскатель подаёт исполнительный документ и заявление по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Так, если должником является гражданин (физическое лицо), то исполнительный документ и заявление подаются по месту его жительства, месту пребывания, месту нахождения его имущества; если должником является организация (юридическое лицо), то исполнительный документ и заявление подаются по юридическому адресу такой организации, месту нахождения ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала, структурного подразделения.

Требования, содержащиеся в исполнительных документах, обязывающих должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), исполняются по месту совершения этих действий. В данном случае место совершения исполнительных действий определено в зависимости от категории исполнительного производства — обязывание должника совершить определенные действия.

Взыскатель может не располагать информацией о местонахождении должника, его имущества, местонахождении ребенка. В этом случае ЗИП предусматривает совершение исполнительных действий и мер принудительного исполнения судебным приставом-исполнителем по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника или по месту жительства взыскателя до установления местонахождения должника, его имущества (ч. 4 ст. 33).

После проверки перечисленных выше обстоятельств судебный пристав-исполнитель должен решить, возбуждать ли исполнительное производство. Судебному приставу-исполнителю дается трехдневный срок для вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства или об отказе в возбуждении.

Постановление о возбуждении исполнительного производства может быть обжаловано в порядке ст. 121 ЗИП в 10-дневный срок со дня вынесения такого постановления о возбуждении исполнительного производства вышестоящему должностному лицу или в соответствующий суд.

Подготовка судебного пристава-исполнителя к принудительному исполнению исполнительного документа

Создание судебным приставом-исполнителем условий, при которых исполнительный документ может быть своевременно и правильно исполнен, принято называть подготовкой к принудительному исполнению.

Порядок подготовки к принудительному исполнению должен быть следующий:

1) извещение должника о возбуждении исполнительного производства (вручение постановления);

2) установление должнику срока для добровольного исполнения, контроль исполнения и соблюдения установленного срока;

3) решение вопросов о разъяснении судебного акта и (или) порядка его исполнения, предоставлении должнику отсрочки или рассрочки исполнения, изменении порядка и способа исполнения судебного акта, отложении исполнительных действий и мер принудительного исполнения;

4) установление места нахождения должника, а также его имущества (розыск должника, розыск имущества должника);

5) обеспечение исполнения исполнительного документа (наложение ареста на имущество должника, временное ограничение на выезд должника из РФ);

6) иные действия, направленные на своевременное и надлежащее осуществление мер принудительного исполнения.

Извещение должника о возбуждении исполнительного производства.

Согласно п. 1 ст. 24 ЗИП лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются об исполнительных действиях и о мерах принудительного исполнения или вызываются к судебному приставу-исполнителю либо на место совершения исполнительных действий повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить.

Таким образом, непременным условием подготовки судебного пристава-исполнителя к принудительному исполнению является факт надлежащего извещения должника о возбуждении в отношении его исполнительного производства, что обусловливает возможность последующего применения к нему мер принудительного исполнения.

Установление должнику срока для добровольного исполнения, контроль исполнения и соблюдения установленного срока

Установление должнику срока для добровольного исполнения исполнительного документа является неотъемлемым элементом как подготовки судебного пристава-исполнителя к принудительному исполнению, так и самого принудительного исполнения. Так, согласно ч. 2 ст. 68 ЗИП если в соответствии с названным Законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.

Таким образом, установление срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа является обязательной предпосылкой принудительного исполнения.

Согласно ч. 11 ст. 30 ЗИП если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 ЗИП.

Следует обратить внимание на то, что срок для добровольного исполнения устанавливается лишь при первичном поступлении исполнительного документа в службу судебных приставов. При последующих поступлениях исполнительного документа в службу судебных приставов должнику срок для добровольного исполнения не устанавливается. Логика Закона заключается в том, что должнику срок для добровольного исполнения может быть установлен только единожды, а в случае последующего предъявления исполнительного документа и возбуждения исполнительного производства срок для добровольного исполнения не устанавливается.

Информацию о предъявлениях исполнительного документа судебный пристав-исполнитель может получить из отметки на оборотной стороне исполнительного документа.

Согласно ч. 12 ст. 30 ЗИП срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.

Устанавливая срок для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель должен учитывать следующее.

Во-первых, срок для добровольного исполнения исчисляется днями.

Во-вторых, срок для добровольного исполнения исчисляется со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, т.е. со дня надлежащего извещения должника о возбуждении исполнительного производства.

Часть 14 ст. 30 ЗИП перечисляет случаи, при которых срок для добровольного исполнения не устанавливается. В этих случаях требования исполнительных документов подлежат немедленному исполнению, а судебный пристав-исполнитель вправе (обязан) немедленно применить меры принудительного исполнения.

Разъяснение судебного акта и (или) порядка его исполнения.

Подготовка судебного пристава-исполнителя к принудительному исполнению может включать в себя процедуры разъяснения судебного акта и (или) порядка его исполнения.

Разъяснение исполнительного документа в целом, в том числе способа и порядка его исполнения, направлено на создание условий для своевременного и надлежащего исполнения, если неясность исполнительного документа препятствует или затрудняет его исполнение.

Разъяснение — это изложение судебного решения в более полной и ясной форме, которое осуществляется путем восполнения текста судебного решения за счет расшифровки кратких формулировок, восполнения логической связи между выводами суда. По смыслу ст. 320 АПК РФ резолютивная часть судебного акта включается в исполнительный лист дословно, кроме тех ее положений, которые не имеют отношения к исполнению.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 ЗИП в случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении его положений, способа и порядка его исполнения.

Поскольку разъяснение дается с целью исправления недостатков существующего акта, то не должно изменяться решение суда или другого органа. Разъяснение может даваться как по возбужденному исполнительному производству, так и вне принудительного исполнения.

Разъяснение решения суда допускается, если оно не приведено в исполнение и не истек срок, в течение которого решение суда может быть принудительно исполнено (ч.ч. 1 и 2 ст. 179 АПК РФ).

Предоставление должнику отсрочки или рассрочки исполнения, изменение порядка и способа исполнения судебного акта

Действием по подготовке судебного пристава-исполнителя к принудительному исполнению может являться и отсрочка или рассрочка исполнения судебного акта, изменение порядка и способа его исполнения.

Согласно ч. 1 ст. 37 ЗИП взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Данная норма предусматривает несколько способов изменения хода исполнительного производства.

Отсрочка исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица означает перенос даты начала совершения исполнительных действий на иную, более позднюю дату, удлинение сроков предъявления исполнительного документа к исполнению (ч. 1 ст. 21 Закона), а также процедуры исполнения судебного акта (п. 3 ч. 7 ст. 36 Закона).

Рассрочка исполнения означает предоставление возможности совершения исполнительных действий в течение определенного периода времени определенными частями. Основанием для предоставления рассрочки исполнения может явиться тяжелое материальное положение должника при одновременном наличии реальной возможности произвести исполнение судебного акта частями.

Изменение способа исполнения возможно при условии, когда судебный акт способом, указанным в исполнительном документе, исполнен быть не может, но возможность его исполнения сохраняется посредством замены одного обязательства другим. Так, например, если при присуждении имущества в натуре суд в своем решении указал стоимость этого имущества, то при невозможности истребовать (изъять) это имущество, например, вследствие его гибели, уничтожения или отсутствия суд по заявлению судебного пристава-исполнителя, должника или взыскателя может изменить способ исполнения на взыскание стоимости этого имущества.

Изменение порядка исполнения исполнительного документа означает изменение судом последовательности (очередности) совершения действий по исполнению или изменение их содержания (условий).

Необходимость в изменении последовательности совершения действий по исполнению исполнительного документа, предусмотренной решением суда, может быть вызвана трудностями в его исполнении в предусмотренной последовательности или на условиях, установленных судом.

Отложение исполнительных действий и мер принудительного исполнения

В соответствии с ч. 1 ст. 38 ЗИП судебный пристав-исполнитель вправе отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения по заявлению взыскателя или по собственной инициативе на срок не более 10 дней.

Отложение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения — это перенесение применения мер по исполнению исполнительного документа на более позднее время.

Статья 38 ЗИП предусматривает два различных случая отложения исполнительных действий.

Во-первых, судебный пристав-исполнитель может отложить исполнительные действия по заявлению взыскателя или по собственной инициативе.

Инициаторами отложения совершения исполнительных действий и мер принудительного исполнения могут быть взыскатель или сам судебный пристав-исполнитель. Взыскатель обращается к судебному приставу-исполнителю с заявлением, в котором указываются обстоятельства, обусловливающие необходимость отложения. Предоставление такого права взыскателю объясняется наличием диспозитивных элементов в рамках исполнительного производства. Поскольку исполнение производится в интересах взыскателя, последний вправе сам решить, возможно ли в данном случае отложение исполнительных действий.

Закон не предусматривает, сколько раз возможно отложение исполнительного производства. По сложившейся практике возможность отложения существует неоднократно. Здесь интересно обратить внимание на то, что отложение может быть произведено судебным приставом-исполнителем неоднократно только по различным основаниям. Если существует необходимость отложения по одному основанию на более длительный срок, то в этом случае следует обращаться в суд.

Во-вторых, согласно п. 2 ст. 38 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель обязан отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения на основании судебного акта.

Таким образом, если судебному приставу-исполнителю поступает судебное определение, содержащее предписание о необходимости отложения исполнительных действий, он обязан совершить отложение исполнительных действий. В данном случае отложение исполнительных действий производится на срок, указанный в определении суда.

Выявление места нахождения должника, а также его имущества (розыск должника, розыск имущества должника) (ст. 65 ЗИП).

Действиями по подготовке судебного пристава-исполнителя к принудительному исполнению почти всегда будут действия по установлению места нахождения должника, а также его имущества, а в некоторых случаях и розыск должника и (или) розыск имущества должника.

Закон об исполнительном производстве согласно ст. 64 розыскные действия относит к исполнительным действиям. По своему же назначению они носят подготовительный характер, так как предшествуют принудительному исполнению исполнительных документов.

Выявление местонахождения должника или его имущества может осуществляться в трех формах:

— установление должника и (или) его имущества в ходе исполнительного производства;

— розыск должника и (или) имущества должника в ходе розыскных мероприятий, проводимых ФССП России;

— розыск должника-гражданина и розыск ребенка, осуществляемый на основании постановления судебного пристава-исполнителя органами внутренних дел.

Давая подобную классификацию, необходимо отметить, что она достаточно условна. Законодательство об исполнительном производстве не определяет, какие именно исполнительные действия, осуществляемые судебным приставом-исполнителем, включаются в содержание розыска.

В соответствии с подзаконными актами после получения заявления от взыскателя в подразделении службы судебных приставов заводится розыскное дело, розыск поручается судебному приставу-исполнителю, входящему в специально созданную группу розыска.

Выявление (розыск) имущества должника — физического лица.

К действиям по установлению местонахождения должника — физического лица, его имущественного положения относится получение информации от:

— взыскателя, родственников, соседей должника;

— государственных регистрирующих органов;

— коммерческих организаций.

Выявление имущественного положения должника, местонахождения его имущества и самого должника возможно посредством сбора и анализа сведений о личности должника, его образе жизни, трудовой деятельности. В случае если должником является индивидуальный предприниматель, — также анализа его финансово-хозяйственной деятельности.

Первоначальными действиями судебного пристава-исполнителя по получению информации о местонахождении должника являются:

— установление места регистрации должника;

— установление фактического адреса проживания должника.

Установление места регистрации должника производится путем получения информации из органов Федеральной миграционной службы.

Запросы, направляемые в государственные регистрирующие органы и коммерческие организации, можно условно разделить на обязательные и факультативные.

К числу обязательных можно отнести запросы, направляемые в следующие государственные органы: Федеральная налоговая служба, ее территориальные инспекции; Пенсионный фонд РФ и его территориальные отделы (о страхователе должника, т.е. о работодателе должника, перечисляющем страховые взносы на накопительную и страховую части пенсии застрахованного; является ли должник получателем каких-либо выплат); Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования; Банки и иные кредитные учреждения; ГИБДД; Росреестр и его территориальные отделы (о зарегистрированных правах должника на недвижимое имущество); Органы Бюро технической инвентаризации (в настоящее время в БТИ могут храниться данные об объектах недвижимости, принадлежащих должнику, но не зарегистрированных в Росреестре); Земельная кадастровая палата (в земельной кадастровой палате хранятся данные о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, объектах незавершенного строительства, принадлежащих должнику. В ряде случаев данные объекты могут быть не зарегистрированы в управлении Росреестра)

Факультативные. Такие запросы направляются судебным приставом-исполнителем по результатам анализа личности должника и его финансово-хозяйственной деятельности и направлены на выявление менее распространенных видов имущества и источников дохода.

К ним относятся: маломерные моторные суда, лодки, гидроциклы; оружие; результаты интеллектуальной собственности; средства индивидуализации; доходы, получаемые от участия в деятельности юридических лиц, в отношении которых должник имеет имущественные права; доходы, получаемые от владения акциями, ценными бумагами; доходы, получаемые от использования средства индивидуализации; доходы, получаемые от использования результатов интеллектуальной собственности, и т.п.

Такие запросы могут направляться судебным приставом-исполнителем, когда была проведена первоначальная проверка имущественного положения должника и имеются первоначальная информация о должнике, сведения о личности должника.

В ходе этих мероприятий могут быть направлены запросы в следующие государственные органы: Органы внутренних дел; Органы Федеральной службы исполнения наказания по месту регистрации должника; Органы Роспатента (может быть получена информация о зарегистрированных на имя должника изобретениях, полезных моделях, промышленных образцах); Страховые компании; Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России; Органы записи актов гражданского состояния; ЗАГС (выявление имущественного положения супруги или супруга с целью последующего решения вопроса об обращении взыскания на долю должника в совместно нажитом имуществе в порядке ст. 255 ГК РФ); Интернет-провайдер (с помощью направления запросов устанавливается IP-адрес, с которого зарегистрированный должник заходит на эти сайты. В дальнейшем, направляя запросы интернет-провайдерам, устанавливается фактический адрес расположения компьютера, с которого должник заходит на сайты); Компании — операторы сотовой связи.

Обеспечение исполнения исполнительного документа

Законодательство об исполнительном производстве предусматривает два способа обеспечения исполнения исполнительного документа — это наложение ареста на имущество должника и временное ограничение на выезд из Российской Федерации.

Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 80 ЗИП судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе, в том числе и в течение срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, наложить арест на имущество должника. При этом судебный пристав-исполнитель вправе не применять правила очередности обращения взыскания на имущество должника.

По заявлению взыскателя о наложении ареста на имущество должника судебный пристав-исполнитель принимает решение об удовлетворении указанного заявления или об отказе в его удовлетворении не позднее дня, следующего за днем подачи такого заявления.

Таким образом, арест является одним из средств обеспечения исполнения исполнительного документа.

Реализация такой меры, как арест, может быть осуществлена либо по собственному усмотрению судебного пристава-исполнителя, либо по заявлению взыскателя.

Согласно ч. 4 ст. 80 ЗИП арест имущества должника включает запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости — ограничение права пользования имуществом или изъятие имущества.

Представляется, что самым существенным элементом ареста является объявление запрета распоряжаться имуществом, т.е. изменение судебным приставом-исполнителем в силу имеющихся у него властных полномочий правового режима имущества должника. После состоявшегося запрета (в распоряжении, пользовании) должник ограничен в правах собственника на принадлежащее ему имущество.

Запрет распоряжаться арестованным имуществом ограничивает должника в возможности продавать, дарить, отчуждать иным образом, сдавать в аренду, закладывать арестованное имущество, определять юридическую судьбу арестованного имущества иным образом.

Кроме того, при наложении ареста следует иметь в виду следующее.

Во-первых, согласно ч. 4 ст. 80 ЗИП запрет — это составная часть ареста.

Во-вторых, такое процессуальное (исполнительное) действие, как запрет вне ареста, законом не предусмотрено.

В-третьих, отсутствуют процессуальные последствия несоблюдения запрета судебного пристава-исполнителя.

Временное ограничение на выезд должника из Российской Федерации.

В настоящее время ЗИП содержит специальную норму, предоставляющую соответствующие полномочия судебному приставу-исполнителю (ст. 67). Право должника на выезд за пределы РФ ограничивается на основании постановления судебного пристава-исполнителя.

В соответствии с ч. 1 ст. 67 при неисполнении должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, сумма задолженности по которому превышает десять тысяч рублей, или исполнительном документе неимущественного характера, выданных на основании судебного акта или являющихся судебным актом, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.


ВАРИАНТ 2


Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «Об исполнительном производстве»

Статья 7. Органы, организации и граждане, исполняющие требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц

 

  1. В случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.
  2. Указанные в части 1 настоящей статьи органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.