65. Банкротство градообразующих организаций. Статус градообразующих организаций. Введение внешнего управления в отношении градообразующей организации под поручительство. Поручительство. Продление финансового оздоровления или внешнего управления градообразующей организации (ст.ст. 169 — 173 Закона)

Среди субъектов предпринимательской деятельности особое место занимают организации, относящиеся к числу градообразующих и крупных (социально значимых).

Под градообразующими в Законе о банкротстве понимаются такие юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25% численности населения соответствующего населенного пункта. При этом под населенным пунктом, в котором расположена градообразующая организация, понимается населенный пункт, обладающий правами отдельной административной единицы. Если должник имеет филиалы, представительства, расположенные вне места его нахождения, учету подлежат все работники данной организации, постоянно проживающие в городе, поселке, а также все работающие в этой организации независимо от места их проживания. Законодатель относит также к числу градообразующих организации, численность работников которых превышает 5 тыс. человек (п. 2 ст. 169 Закона о банкротстве).

Следует заметить, что доказательства, подтверждающие статус градообразующей организации или наличие у организации соответствующей численности работников, представляются арбитражному суду самим должником.

Несостоятельность (банкротство) градообразующей организации может повлечь серьезные социальные последствия. Этим, в частности, продиктовано включение в число лиц, участвующих в деле о банкротстве, соответствующего органа местного самоуправления. Кроме этого, арбитражным судом к процессу о несостоятельности могут быть привлечены федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъекта РФ.

При условии представления поручительства указанных органов по обязательствам должника арбитражный суд может ввести внешнее управление в отношении градообразующей организации даже в том случае, если собранием кредиторов не принято решение о его введении.

Помимо этого, по ходатайству названных органов финансовое оздоровление и внешнее управление могут быть продлены арбитражным судом на срок не более одного года (ст. 172 Закона о банкротстве). Поручительство представляет собой одностороннюю обязанность лица, давшего поручительство за должника, отвечать за исполнение последним всех его денежных обязательств перед кредиторами, а также обязанности по уплате обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды.

Законодатель закрепляет достаточно детальные требования к поручительству, выдаваемому РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием.

Во-первых, поручительство должно быть представлено арбитражному суду в письменной форме. Во-вторых, в заявлении о поручительстве должны быть указаны сумма обязательств должника перед кредиторами и обязанности по уплате обязательных платежей, а также график погашения задолженности. В-третьих, к поручительству прилагаются документы, подтверждающие факт включения обязательств по поручительству в соответствующий бюджет. Кроме того, расчеты с кредиторами должны производиться в соответствии с графиком погашения задолженности. Обращает на себя внимание тот факт, что если по общему правилу график погашения задолженности предусматривается в рамках финансового оздоровления, то применение его при осуществлении внешнего управления в отношении градообразующей организации отражает специфику правового регулирования отношений с участием данного объекта.

Наличие поручительства является дополнительной гарантией защиты прав как лиц, предоставивших его, так и кредиторов, а также уполномоченных органов. Так, орган местного самоуправления, соответствующий федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ, представившие поручительство по обязательствам должника, вправе определять требования к кандидатуре внешнего управляющего и направлять их в СРО арбитражных управляющих (п. 2 ст. 171 Закона о банкротстве). Вместе с тем нарушение поручителем своих обязательств в отношении кредиторов и уполномоченных органов, обладающих 1/3 всех требований к должнику, может служить основанием для досрочного прекращения дела по признанию должника банкротом и открытия конкурсного производства.

В процессе внешнего управления может быть осуществлена продажа предприятия как единого имущественного комплекса, для того чтобы удовлетворить требования кредиторов. Причем при наличии ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта РФ продажа предприятия-должника производится исключительно путем проведения конкурса, обязательными условиями которого являются:

а) сохранение рабочих мест не менее чем для 50% работников, занятых на предприятии на момент его продажи;

б) сохранение этой обязанности в течение определенного срока, но не более чем в течение трех лет с момента вступления договора в силу.

Приоритет при реализации имущества градообразующей организации, отдаваемый продаже предприятия как единого имущественного комплекса, прослеживается и в том случае, если градообразующая организация признана банкротом (п. 1 ст. 176): на первых торгах конкурсный управляющий должен предложить к продаже предприятие как единый имущественный комплекс. И только в том случае, если имущество не будет продано, оно подлежит продаже на открытых торгах.

Следует заметить, что законодатель в отношении градообразующей организации до окончания внешнего управления предусматривает и иные способы (помимо денежных средств, вырученных от продажи предприятия) удовлетворения требований кредиторов. В частности, речь идет о заключении соглашения об отступном, о новации обязательства и т.д. (ст. ст. 409, 414 ГК РФ).

В случае удовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам производство по делу о несостоятельности (банкротстве) должника — градообразующей организации подлежит прекращению.