71. Налоговые органы. Формы и методы налогового контроля. Ответственность за нарушение налогового законодательства

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ. Проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ. Не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Кодекса, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну. Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов: 1) камеральные налоговые проверки; 2) выездные налоговые проверки. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). Если проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет). Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки. Выездная налоговая проверка: проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа. Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения. Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения: 1) полное и сокращенное наименования либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика; 2) предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке; 3) периоды, за которые проводится проверка; 4) должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки. Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения. При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств. Срок проверки: выездная налоговая проверка не может продолжаться более 2-х месяцев. Указанный срок может быть продлен до 4-х месяцев, а в исключительных случаях — до 6 месяцев. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность. Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений: ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица. Физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налоговых правонарушений с шестнадцатилетнего возраста.

Ответственность за налоговые правонарушения: чем грозит недисциплинированность в отношении налогов

Нарушения в налоговой сфере влекут за собой не одну только налоговую ответственность. Помимо нее действующее законодательство предусматривает следующие виды ответственности за налоговые правонарушения:

  • административную — согласно КоАП РФ;
  • уголовную — по Уголовному кодексу;
  • дисциплинарную — по правилам трудового законодательства.

О том, что ответственность за налоговые правонарушения может следовать не только по НК РФ, непосредственно в нем и говорится. В ст. 108 есть положение, согласно которому наложенный на организацию налоговый штраф не снимает с ее должностных лиц иной ответственности, установленной законом, в том числе КоАП РФ.

Это значит, что за одно и то же нарушение из числа перечисленных в НК РФ штраф может следовать одновременно:

  • для организации — по соответствующей статье Налогового кодекса;
  • лично для кого-то из должностных лиц (директора, главбуха и др.) —уже по статье КоАП РФ.

 

Правонарушение – это противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), ведущее к нарушению закона и влекущее определенное наказание.

В соответствии с действующим законодательством (глава 16 НКРФ) ответственность предусматривается в случаях:

  • Нарушения сроков постановки на учет в налоговой (на постановку на учет отводится не более 10 дней с момента регистрации);
  • уклонения от такой постановки на учет в налоговой (ведение предпринимательской деятельности без постановки на учет);
  • если, вами нарушен срок предоставления сведений о закрытии/открытии банковского счета (законом определен семидневный срок для осуществления указанного действия);
  • если, вы не предоставили налоговую декларацию (Взимается штраф в размере 5% от общей суммы налога, подлежащего уплате за каждый просроченный месяц);
  • если были грубые нарушения правил учета расходов и доходов, а также объектов налогообложения;
  • частичной или полной неуплаты налоговой суммы или сбора (может возникнуть при неправильном расчете или занижении налоговой базы);
  • несоблюдения порядка пользования, владения или распоряжения имуществом, на которое был наложен арест  (применение к имуществу любого рода действий без разрешения налоговой, так как, арест обеспечивает исполнение обязательств по выплате налогов и сборов);
  • если был нарушен порядок регистрации объектов игорного бизнеса (игровых автоматов, игорных столов, тотализаторов и букмекерских контор).

За совершение таких правонарушений предусматривается штраф в размере от 5 тысяч руб. Под штрафом понимается единоразовое взыскание денежных средств в пользу государства, и его уплата не освобождает от основной обязанности встать на учет, заплатить налог и т.д.

Субъектом налоговых правонарушений являются, как индивидуальный предприниматель, так и юридические лица.

Также законом предусматриваются обстоятельства, наличие которых исключает наложение налоговых санкций:

Отсутствие факта налогового преступления, то есть деяния, которого не было.

В действиях лица, совершившего налоговый проступок, отсутствует умысел на его совершение (не желание совершения действия и наступления последствий).

Если налоговый проступок был совершен физическим лицом, не достигшим на время его совершения 16-летнего возраста.

По истечению термина давности по привлечению к ответственности за налоговое правонарушение (3 года).

Срок давности – это период времени по окончании, которого, с момента совершения противоправного деяния вы не можете быть привлечены к ответственности.

Также существует ряд противоправных деяний, которые квалифицируются, как налоговые преступления.

Преступлением является противоправное, общественно опасное, виновное действие или бездействие (деяние), которое нарушает принцип добровольности и обязанность каждого платить налоги. Обязательным признаком налогового преступления является не поступление денежных средств в бюджет страны в крупных или особо крупных размерах. К налоговым преступлениям относятся уклонение от уплаты налогов или сборов, как физическими лицами, так и организациями.

Крупным размером неуплаты налогов считается сумма более 100 тыс. рублей с физических лиц и 500 тыс. руб. для юридических лиц на протяжении 3 финансовых лет подряд. Особо крупным размером является сумма в 500 тыс. руб. для физических лиц, и 2,5 млн. руб. для юридических за такой же период времени.

Таким образом, размер недопоступлений в бюджет определяет и разграничивает налоговые преступления и налоговые правонарушения (даже если сумма превышена на 1 рубль — это будет квалифицироваться, как налоговое преступление, а если сумма неуплаты меньше на 1 рубль – это уже будет налоговым правонарушением).

Кроме штрафа, закон предусматривает также лишение права заниматься предпринимательской деятельностью и лишение свободы. Чтобы не навлечь на себя гнев налоговых органов и не терпеть их преследования, мы вам настоятельно рекомендуем содержать свою налоговую отчетность в порядке и осуществлять ее сдачу в срок.

Механизм реализации налоговых санкций не допускает поглощение менее строгой санкции более строгой в случае совершения одним лицом двух и более налоговых правонарушений. Согласно п. 5 ст. 114 НК РФ налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности.