8. Орган, осуществляющий полномочия собственника имущества должника – федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства, его компетенция.

Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 (ред. от 28.09.2018) «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом»

1. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на подготовку заключений по отчетам оценщиков в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», а также осуществляет полномочия собственника имущества должника — федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ
ПРИКАЗ
от 16 ноября 2011 года N 364

Об организации работы структурных подразделений Федерального агентства по управлению государственным имуществом и его территориальных органов по осуществлению полномочий собственника имущества должника федеральных государственных унитарных предприятий и представителя учредителей (участников) акционерных обществ при проведении процедур банкротства,  а также мероприятий по предупреждению их несостоятельности

 

ФГУП — федеральное государственное унитарное предприятие (в целях настоящего Положения рассматриваются унитарные предприятия, полномочия собственника и/или
полномочия собственника имущества должника в отношении которых осуществляет Росимущество).
АО — акционерное общество, акции которого принадлежат Российской Федерации и полномочия акционера в отношении которого осуществляются Росимуществом.
Организация — ФГУП или ОАО.

Отраслевой ФОИВ — федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого (в соответствии с нормативными правовыми документами Правительства РФ или отраслевой принадлежностью) находится ФГУП, АО.

ЦА Росимущества — центральный аппарат Росимущества.

ТУ Росимущества — территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом, осуществляющий полномочия на территории субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрировано юридическое лицо — АО или ФГУП.

2. Сопровождение процедур несостоятельности (банкротства)

2.1. При сопровождении процедур несостоятельности (банкротства) Организаций Росимуществом осуществляются следующие мероприятия:
2.1.1. Ежедневный или еженедельный мониторинг данных интернет-сайтов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, официального издания, определенного регулирующим органом,
Единого федерального реестра сведений о банкротстве на предмет выявления следующей актуальной информации в отношении Организаций:
— подача заявления о признании должника банкротом;
— введение, продление, прекращение или завершение процедур несостоятельности (банкротства);
— прекращение производства по делу о банкротстве;
— утверждение, отстранение или освобождение арбитражного управляющего;
— удовлетворение заявлений третьих лиц о намерении погасить обязательства должника;
— проведение торгов по продаже имущества должника, результаты проведения торгов;
— иная значимая с позиций интересов Российской Федерации информация.

2.1.2. В 10-дневный срок с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом:
а) с привлечением единоличного исполнительного органа (руководителя, генерального директора) Организации проводится проверка законности и обоснованности Заявления, в том
числе на наличие правовых оснований для отказа в удовлетворении или в принятии Заявления, или прекращения производства по делу о банкротстве;
б) проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности, динамики финансового состояния Организации за три предшествующих финансовых года и отчетные периоды текущего года, выявляются факторы, приведшие к ухудшению финансового состояния, и степень их влияния*;

( При проведении анализа можно руководствоваться следующими документами:
приказ Минэкономразвития России от 5 февраля 2009 г. N 35;
постановление Правительства РФ от 25 июня 2003 г. N 367;
приказ ФСФО РФ от 23 января 2001 г. N 16)*

в) проводится анализ сделок должника — ФГУП или ОАО, вследствие исполнения или неисполнения которых образовалась просроченная кредиторская задолженность, в том числе с
позиций соблюдения сроков исковой давности:
— действительное наличие неисполненного или ненадлежаще исполненного должником обязательства и его размер;
— наличие признаков крупной сделки и (или) сделки с заинтересованностью, соблюдение порядка их заключения;
— наличие взаимосвязанных сделок, приведших к возникновению безнадежной дебиторской задолженности;
— для ФГУП — в случае включения ФГУП в Прогнозный план (программу) приватизации проводится проверка соблюдения положений пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 21
декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;

— для ОАО — в случае, если ОАО было создано путем преобразования ФГУП после 2002 года, проводится проверка соблюдения положений пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» за весь период после включения соответствующего ФГУП в Прогнозный план (программу) приватизации;

— наличие иных оснований для признания соответствующих сделок недействительными;

— проводится экспресс-анализ юридических лиц, являющихся кредиторами Организации, на предмет наличия признаков «фирмы-однодневки» (сопоставление сроков регистрации организации-кредитора в Едином государственном реестре юридических лиц и сроков возникновения задолженности АО или ФГУП перед кредитором), при наличии фактов купли-продажи задолженности проводится такой анализ в отношении и покупателя, и продавца кредиторской задолженности должника;

г) проводится выездная проверка порядка использования объектов недвижимого имущества, закрепленных за ФГУП или находящихся в составе имущественного комплекса АО;

в акте проверки отражаются сведения обо всех объектах, переданных в хозяйственное ведение ФГУП (с 2002 года и по настоящее время) или переданных в состав имущественного комплекса АО, а также фактах их изъятия, отчуждения (в том числе путем передачи в уставный капитал дочерних и зависимых организаций), передачи в пользование третьих лиц (с указанием документов-оснований), о фактическом использовании и правах на объекты, а также о перспективных направлениях использования объектов в целях улучшения финансового положения;

д) проводится совещание или серия совещаний с вызовом единоличного исполнительного органа (руководителя, генерального директора) Организации или лица, его замещающего, приглашением ответственных представителей уполномоченного органа, территориального органа ФОИВ, при необходимости представителей правоохранительных органов (пункт 2.1.3 настоящего Положения). В отношении АО на совещание также приглашаются члены совета директоров и ревизионной комиссии. В рамках совещания в числе прочих рассматриваются вопросы о выявленных признаках преднамеренного банкротства и предпринимаемых в связи с этим мерах, о размере и структуре кредиторской задолженности и возможностях ее погашения в рамках досудебной санации;

е) прорабатывается вопрос о целесообразности привлечения специализированной организации в целях оказания аудиторских и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг (в пределах финансирования, установленного федеральным бюджетом), в рамках которого специализированной организации могут ставиться дополнительные задачи, направленные на анализ причин ухудшения финансового состояния и выработку предложений по восстановлению платежеспособности, в том числе экспертизу сделок, экономико-правовой анализ принятых руководством организации управленческих решений, разработку планов финансового оздоровления, бизнес-планов организации;

в случае целесообразности организации аудиторской проверки в целях, указанных в настоящем пункте Положения, издается распоряжение заместителя руководителя Росимущества, осуществляющего координацию и контроль деятельности отраслевого структурного подразделения ЦА Росимущества, в ведении которого находится предлагаемая к проверке Организация, о проведении аудиторской проверки результатов деятельности Организации, которое представляется в Управление организации оценки федерального имущества и аудита (ТУ Росимущества направляют свои предложения в отраслевые структурные подразделения ЦА Росимущества, которые в случае согласия с представленными обоснованиями и материалами принимают меры по изданию в установленном порядке вышеуказанного распоряжения заместителя руководителя Росимущества и направлению его в Управление организации оценки федерального имущества и аудита).

2.1.3. По результатам проведения мероприятий, указанных в подпунктах а)-е) пункта 2.1.2 настоящего Положения, осуществляется экономико-правовой анализ факторов, приведших к ухудшению финансового состояния Организации, и при выявлении признаков преднамеренного (фиктивного) банкротства, превышения руководителем Организации или лицом, его замещающим, своих полномочий следует:

а) незамедлительно направить мотивированное обращение в органы прокуратуры для принятия соответствующих мер реагирования;

б) в 10-дневный срок подготовить предложения о кандидатуре на должность и.о. руководителя (генерального директора) с мотивированным обоснованием необходимости прекращения полномочий действующего исполнительного органа (руководителя, генерального директора) Организации, или лица, его замещающего (не применяется для Организаций, в отношении которых введено внешнее управление или открыто конкурсное производство);

в) в 10-дневный срок проинформировать Правовое управление о наличии оснований для организации претензионной исковой работы с требованиями о признании недействительными или применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных Организацией.

2.1.4. В рамках участия в деле о банкротстве следует в зависимости от текущей процедуры несостоятельности (банкротства):

а) выступить в качестве лица, участвующего в арбитражном процессе по делу о банкротстве, или лица, участвующего в деле о банкротстве;

б) принимать участие во всех судебных заседаниях, в арбитражном процессе по делу о банкротстве ФГУП;

в) отслеживать движение дела о банкротстве Организации, знакомиться с его материалами, проводить комплексный экономико-правовой анализ реализации соответствующих процедур банкротства;

г) участвовать во всех собраниях кредиторов, знакомиться с материалами, представленными участникам собрания кредиторов для ознакомления и (или) утверждения; участвовать (без права голоса) в собраниях кредиторов и выступать по вопросам повестки дня собрания кредиторов, знакомиться с протоколом собрания кредиторов и прилагаемыми к нему документами, снимать с них копии и делать выписки;

д) проводить совещания и иные согласовательные процедуры с уполномоченными представителями кредиторов в целях рассмотрения вопроса о возможности заключения соглашения об отсрочке или рассрочке платежа, заключения мирового соглашения, при необходимости принимать участие в разработке соответствующих документов.

2.1.5. В случае выявления фактов нарушения прав и законных интересов собственника имущества должника — ФГУП или учредителя должника — АО, нарушения требований Закона и иных нормативных правовых актов, наличия в действиях (бездействиях) арбитражного управляющего и иных лиц, в том числе руководителя Организации, признаков составов административных правонарушений или уголовных преступлений, в том числе предусмотренных статьей 195 (неправомерные действия при банкротстве), статьей 196 (преднамеренное банкротство), статьей 197 (фиктивное банкротство) Уголовного кодекса Российской Федерации, принимать в рамках установленной компетенции меры по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации и привлечению виновных лиц к ответственности, в том числе:

а) подача в арбитражный суд, рассматривавший дело о банкротстве:

— жалобы на действия (бездействие) арбитражного управляющего, решения собрания кредиторов и комитета кредиторов;

— ходатайства о назначении экспертизы в целях выявления признаков преднамеренного или фиктивного банкротства (ч.2 ст.34 Закона);

— ходатайства об освобождении или отстранении арбитражного управляющего;

б) подготовка и направление в Росимущество проекта жалоб в орган по контролю (надзору) о проведении проверки деятельности арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражных управляющих, привлечению их к ответственности (с приложением всех необходимых документов, устанавливающих факты нарушения требований Закона и иных нормативных правовых актов).

2.2. Особенности сопровождения процедур несостоятельности (банкротства) АО:

2.2.1. В отношении АО, в которых Российская Федерация является единственным акционером, мероприятия по сопровождению процедур банкротства осуществляются в соответствии с пунктом 2.1 настоящего Положения.

2.2.2. В отношении АО, в которых Российской Федерации принадлежит от 50% плюс одна голосующая акция до 100% голосующих акций, мероприятия, предусмотренные пунктом 2.1 настоящего Положения, осуществляются через реализацию корпоративных процедур согласно Федеральному закону от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Инициирование и проведение указанных корпоративных процедур осуществляется в максимально сжатые сроки.

2.2.3. В отношении АО, в которых Российской Федерации принадлежит менее 50% голосующих акций, с учетом анализа структуры акционерного капитала, наличия иных крупных акционеров этого АО, распределения количества голосов в совете директоров АО принимаются исчерпывающие меры в целях обеспечения реализации мероприятий, предусмотренных пунктом 2.1 настоящего Положения (в том числе проведение предварительных переговоров с иными акционерами АО на предмет поддержки ими принятия соответствующих решений). Инициирование указанных корпоративных процедур осуществляется в максимально сжатые сроки.

2.3. Мероприятия по сопровождению процедур несостоятельности (банкротства) Организаций осуществляются следующими структурными подразделениями Росимущества:

2.3.1. В отношении ФГУП, включенных распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 года N 1226-р в перечень стратегических организаций, а также АО, не делегированных ТУ Росимущества:

а) пункт 2.1.1, пункт 2.1.2, пункт 2.1.3, подпункты в)-д) пункта 2.1.4, подпункт б) пункта 2.1.5 — отраслевые структурные подразделения ЦА Росимущества;

б) подпункты а)-в) пункта 2.1.4, подпункт а) пункта 2.1.5 — Правовое управление Росимущества.

Заместитель Руководителя Росимущества, курирующий отраслевое структурное подразделение ЦА Росимущества, за которым закреплена Организация, вправе полностью или частично поручить реализацию мероприятий, указанных в подпункте а) настоящего пункта, ТУ Росимущества. По подпункту б) настоящего пункта поручение может быть дано в ТУ Росимущества по согласованию с заместителем Руководителя Росимущества, курирующим работу Правового управления.

Отраслевое структурное подразделение ЦА Росимущества готовит поручение в срок не позднее 3-х рабочих дней после опубликования на сайте Высшего Арбитражного суда Российской Федерации информации о подаче Заявления в отношении Организации. Исполнение пункта 2.1.1 не может быть поручено ТУ Росимущества.

ТУ Росимущества исполняет поручение в соответствии со сроками и порядком, указанными в настоящем Положении и поручении.

2.3.2. В отношении иных ФГУП и делегированных АО мероприятия, предусмотренные пунктом 2.1 настоящего Положения, осуществляются ТУ Росимущества самостоятельно.

Заместитель Руководителя Росимущества, курирующий отраслевое структурное подразделение ЦА Росимущества, за которым закреплена Организация, вправе давать отдельные поручения ТУ Росимущества, обязательные для исполнения.

2.3.3. При исполнении мероприятий, указанных в подпунктах а)-в) пункта 2.1.4, подпункте а) пункта 2.1.5 настоящего Положения, ТУ Росимущества взаимодействуют с Правовым управлением Росимущества в порядке, предусмотренном локальными нормативными актами Росимущества.

2.3.4. В случаях и порядке, предусмотренном приказом Росимущества от 29 апреля 2010 года N 100 (в редакции приказа Росимущества от 30 июня 2010 года N 179), проекты решений Росимущества (Правительства Российской Федерации), предложений Росимущества в федеральные органы власти, поручений в территориальные органы Росимущества по вопросам, связанным с предотвращением банкротства организаций, подлежат согласованию с заместителем Руководителя Росимущества, осуществляющим координацию и контроль деятельности в сфере приватизации государственного имущества.

2.3.5. Отраслевые структурные подразделения ЦА Росимущества и ТУ Росимущества обеспечивают получение уведомлений о собрании кредиторов Организаций. В случае поступления в ЦА Росимущества уведомления о собрании, участие в котором должен принимать сотрудник ТУ Росимущества, отраслевые структурные подразделения ЦА Росимущества обеспечивают направление уведомления в соответствующее ТУ Росимущества в срок, не превышающий 1 (один) рабочий день со дня получения (при необходимости, в том числе факсимильной связью).

По итогам участия в собрании кредиторов принявший участие сотрудник обеспечивает в 3-дневный срок представление в Росимущество Отчета об итогах собрания кредиторов, в том числе в электронном виде обеспечивает прикрепление в информационно-аналитических и информационных системах Росимущества, а также направляет по адресу электронной почты [email protected] по форме согласно приложениям N 1 и N 2 к настоящему Положению.

2.4. Отдельные вопросы, связанные с сопровождением процедур несостоятельности (банкротства) АО и ФГУП:

2.4.1. Взаимодействие с ФОИВ по вопросам, связанным с предупреждением несостоятельности, сопровождением процедур банкротства АО и ФГУП, осуществляет исключительно ЦА Росимущества. ТУ Росимущества может взаимодействовать и координировать работу с территориальными органами ФОИВ или обращается в ЦА Росимущества о необходимости обеспечить взаимодействие с центральным аппаратом ФОИВ.

2.4.2. Позиция ТУ Росимущества, осуществляющего полномочия собственника имущества должника ФГУП, представителя учредителей (участников) должника АО, по следующим вопросам определяется по согласованию с ЦА Росимущества:

а) обращение к первому собранию кредиторов должника с предложением о введении в отношении должника финансового оздоровления, проведении дополнительной эмиссии;

б) план финансового оздоровления должника, график погашения задолженности;

в) план внешнего управления должника;

г) положение о порядке, условиях и сроках реализации имущества должника;

д) заключение мирового соглашения;

е) ходатайство временного управляющего об отстранении руководителя должника;

ж) предложения арбитражного управляющего о продаже предприятия должника (имущественного комплекса, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности);

з) предложения арбитражного управляющего о замещении активов должника;

и) предложения арбитражного управляющего о продаже имущества должника посредством публичного предложения и установлении минимальной цены продажи этого имущества.

2.4.3. По вопросам, перечисленным в пункте 2.4.2 настоящего Положения, ТУ Росимущества в течение 3-х рабочих дней с момента получения материалов направляет мотивированную позицию и материалы в отраслевое структурное подразделение ЦА Росимущества. В случае, если ТУ Росимущества в рабочем порядке получена информация о рассмотрении указанных вопросов, однако арбитражный управляющий отказывается представить материалы по вопросу, ТУ Росимущества обязано проинформировать ЦА Росимущества о соответствующих фактах, в том числе факсимильной связью.

3. Информационное сопровождение процедурнесостоятельности (банкротства) АО и ФГУП

3.1. Структурные подразделения ЦА Росимущества и ТУ Росимущества обеспечивают учет и хранение сведений и документов, связанных с сопровождением процедур банкротства ОАО и ФГУП, на бумажных носителях, в информационных и информационно-аналитических системах Росимущества. Порядок и сроки определяются регламентами работы с системами. В случае отсутствия утвержденного регламента работы с системой вопрос урегулируется отдельными поручениями Руководителя Росимущества или Заместителя Руководителя Росимущества в рамках установленных компетенций.

Примерный перечень документов, подлежащих хранению в электронном виде в информационных и информационно-аналитических системах, приведен в приложениях N 3 и 4 к настоящему Положению.

4. Меры по предупреждениюнесостоятельности (банкротства) АО и ФГУП

4.1. В целях принятия своевременных мер для недопущения банкротства Организаций отраслевые структурные подразделения или ТУ Росимущества в соответствии с распределением полномочий не позднее 10-ти рабочих дней с даты предоставления годовой или промежуточной бухгалтерской отчетности в налоговые органы, установленной Федеральным законом от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», осуществляют экспресс-анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период:

4.1.1. Анализ динамики показателей бухгалтерской отчетности:

— выручка (код 2110 формы N 2);

— чистая прибыль (убыток) (код 2400 формы N 2);

— затраты на 1 рубль продаж (отношение себестоимости к выручке);

— обязательства (код 1400 + код 1500 формы N 1);

— дебиторская задолженность (код 1230 формы N 1);

— балансовая стоимость объектов недвижимого имущества.

Сопоставление показателей отчета о прибылях и убытках проводится с аналогичными периодами предшествующих лет, показателей баланса — с предыдущими периодами. Ретроспективный анализ проводится за 3 финансовых года, предшествующих отчетному периоду.

4.1.2. Определение показателя Z модели Альтмана (по результатам работы за отчетный год):

Z=0,71хОб организации работы структурных подразделений Федерального агентства по управлению государственным имуществом и его территориальных органов по осуществлению полномочий собственника имущества должника федеральных государственных унитарных предприятий и представителя учредителей (участников) акционерных обществ при проведении процедур банкротства, а также мероприятий по предупреждению их несостоятельности+0,847хОб организации работы структурных подразделений Федерального агентства по управлению государственным имуществом и его территориальных органов по осуществлению полномочий собственника имущества должника федеральных государственных унитарных предприятий и представителя учредителей (участников) акционерных обществ при проведении процедур банкротства, а также мероприятий по предупреждению их несостоятельности+3,1хОб организации работы структурных подразделений Федерального агентства по управлению государственным имуществом и его территориальных органов по осуществлению полномочий собственника имущества должника федеральных государственных унитарных предприятий и представителя учредителей (участников) акционерных обществ при проведении процедур банкротства, а также мероприятий по предупреждению их несостоятельности+0,42хОб организации работы структурных подразделений Федерального агентства по управлению государственным имуществом и его территориальных органов по осуществлению полномочий собственника имущества должника федеральных государственных унитарных предприятий и представителя учредителей (участников) акционерных обществ при проведении процедур банкротства, а также мероприятий по предупреждению их несостоятельности+0,995хОб организации работы структурных подразделений Федерального агентства по управлению государственным имуществом и его территориальных органов по осуществлению полномочий собственника имущества должника федеральных государственных унитарных предприятий и представителя учредителей (участников) акционерных обществ при проведении процедур банкротства, а также мероприятий по предупреждению их несостоятельности,


где:

СОК — собственный оборотный капитал (оборотный капитал код 1200 формы N 1 за вычетом краткосрочной задолженности код 1500 формы N 1);

ВБ — валюта баланса (код 1700 формы N 1);

ЧП — чистая прибыль за отчетный период (код 2400 формы N 2);

ППр — прибыль от продаж за отчетный период (код 2200 формы N 2);

СК — собственный капитал (стр. 1300 формы N 1);

КЗ — сумма долгосрочных и краткосрочных обязательств (код 1400 + код 1500 формы N 1);

В — выручка (код 2110 формы N 2).

4.2. В случае, если экспресс-анализ показал отрицательную динамику выручки, чистой прибыли и внеоборотных активов, при одновременном росте доли себестоимости в выручке, дебиторской и кредиторской задолженности, а также при приближающемся к критическому значению показателе Z модели Альтмана (нижний порог 1,23; для финансово устойчивых организаций значение показателя превышает 2,0), требуется провести анализ финансово-хозяйственной деятельности Организации в соответствии с подпунктом б) пункта 2.1.2 настоящего Положения, а при необходимости осуществить весь комплекс мероприятий, предусмотренный пунктами 2.1.2 и 2.1.3 настоящего Положения.